Тбилиси 1916 год
После смерти царицы Тамар, у грузин появилось множество внешних врагов, которые не давали Грузии покоя и поэтому у грузин не было времени, чтобы оказать своим соседям осетинам такое покровительство, которое они им оказывали начиная со времен Баграта IV и вплоть до смерти царицы Тамар.
Затруднительное положение Грузии поставило грузинский народ на путь больших испытаний, поэтому даже те грузины, которые находились за пределами Грузии, возвращались домой с чужбины, чтобы противостоять врагу. Также, из Осетии возвратились все те учителя грузины, которые обучали осетин грузинскому языку и грамоте, различным ремеслам и многому другому.
Возвращение грузин на родину поставило осетин в ещё более плохое положение, так как сами осетины не обнаруживали никаких навыков и расторопности, сами они даже в осетинских школах не могли учить осетинских детей грамоте. В то время осетины изучали грузинский алфавит, так как грузинский алфавит является также и алфавитом осетин. Другие образованные люди тоже не проявили себя молодцами. Количество ремесленных дел мастеров настолько уменьшилось, что среди осетин не осталось ни ремесленников, ни ткачей и ни других необходимых мастеров.
К несчастью осетин так сложилось, что мужчины и женщины постоянно ходили босиком, у них не было даже одежды и они всегда были закутаны в старье из войлока. Находящиеся в таком положении осетины выдержали какое-то время и тогда, когда в горах разрушились и мельницы и добывать ячменный хлеб стало очень дорого, тогда они осмелились подумать и в конце концов пришли к тому, что начали переходить в Картли, где грабили грузин, отнимали дома, присваивали целые села и города, а также крали весь урожай хлеба.
Грабежи и злодеяния, которые совершали осетины, глубоко удручали грузин, но грузины все терпели и уступали им, потому что очень жалели осетин, как людей ходивших босиком, с непокрытыми головами и закутанными в старые лохмотья и войлок. Поэтому грузины уступали все осетинам, но осетины, все равно, чем больше проходило времени, тем смелее они становились, грабили все картлийские села. Они не пахали и не сеяли, только каждый месяц с дикой силой грабили грузин и жили награбленным.
Таким образом, осетины производили набеги и разграбили все Картли, и чем больше проходило времени, тем все больший размах принимали их грабежи и злодеяния. Так обстояли дела в Грузии и когда первоочередной задачей стала борьба с внешними врагами, тогда в Картли и сами соседи грузин, осетины, воспользовались этим. Но даже в это тяжелое для Грузии время, бог не оставил Грузию и послал ей героя – мудрого царя Георгия, сына Деметре II Самопожертвователя, которого впоследствии грузины прозвали Блистательным.
С первых же дней своего царствования (1313 год) Георгий Блистательный уделил большое внимание положению в Картли и тому, что творили осетины. Но, в первую очередь, Георгия Блистательного заботила раздробленность Грузии и поэтому к осетинам он относился спокойно и приказал им перестать грабить грузин. Но осетины поручение царя не исполняли и вели себя еще хуже. Поэтому мудрый царь прекратил на время заниматься этой проблемой.
Георгий Блистательный начал собирать армию и после этого приступил к объединению Грузии, которая была раздроблена на отдельные княжества и воеводства и покорение которых досталось ему дорогой ценой, так как некоторые князья и воеводы оказывали ему ярое сопротивление. Число противников было Георгию Блистательному хорошо известно и он очень скоро познакомился с теми лицами, которые были его врагами и не желали объединения Грузии и с теми, кто были его сторонниками и желали процветания и единства Грузии. В число противников-врагов входил и вожак осетин, который, вместе с осетинами, жил в Картли и исполнял свои обязанности перед осетинами, грабя грузин. Вожак этот был покровителем осетин, которые занимались воровством и разбойничеством.
Оставив на время проблему с осетинами и их вожаком без внимания, Георгий Блистательный занялся, в первую очередь, объединением Грузии, которая была разделена на отдельные княжества и воеводства. Некоторые княжества и воеводства ему удалось подчинить, а некоторые нет, поэтому он изменил свой план.
Георгий Блистательный посетил семьи тех, кого он не смог подчинить, принял их у себя, подружился с ними, выразил им свою любовь и единство, неудивительно, что поступил он с ними очень искусно, а сам за это время покорил Ширван, Адрабадаган (ныне Адрибежан) и многие страны Хайстана, после чего вернулся в Картли и посетил дома своих врагов. Царь Георгий думал, что, может, сейчас они подчинятся ему, однако в разговоре с ними он понял, что это безнадежно.
Однако царь не огорчился, он все пытался подчинить их, а затем решил уничтожить своих внутренних врагов. Для этого он собрал большую и сильную армию, а затем начал готовить большой пир, на который пригласил всех своих врагов. Пир этот, оказывается, готовился таким образом, что все враги царя Георгия узнали об этом и это их очень удивило.
После долгих и больших приготовлений царь решил устроить пир в горах Гомборы, в той части этих гор, которая называется Циви, куда более охотно и с удовольствием пошли бы его гости. Вскоре мудрый Георгий обратился ко всем своим врагам и приглашая, наказал им явиться на пир, проявляя тем самым свое уважение к нему. Приглашение все приняли с удовольствием и в назначенный день все приглашенные явились на пир к царю Георгию. Среди них был и вор-вожак осетин.
Георгий и здесь хотел обойтись без кровопролития, но, разговаривая с ними, понял, что они отказываются подчинятся ему, поэтому царь прервал беседу с ними и перевел разговор на другую тему. За это время гости уже успели выпить драгоценного кахетинского вина и высказали все, что у них было на сердце против Георгия. Так Георгий догадался об их злодействе и понял, что без кровопролития они не уступят.
Поэтому Георгий решил исполнить то, что он задумал согласно своему плану, и так как он не смог уговорить своих врагов и поняв, что это невозможно, он отдал приказ своим людям и те
вырезали всех его врагов прямо за столом, не оставив в живых ни одного врага. Среди них был и вор-вожак осетин.
Георгий Блистательный блестяще и без людского кровопролития уничтожил своих врагов, а их владения присоединил к единой Грузии так же без кровопролития. После этого Георгий Блистательный обратился к осетинам пришедшим в Картли и огласил им свой приказ: вы с сегодняшнего дня перестаёте грабить грузин, не то я вам этого не прощу и жестоко вас накажу. На что дикие осетины обиделись ещё больше и сказали : Георгий хладнокровно убил нашего вожака, а нас просит успокоиться и уняться. Этого мы не сделаем, мы возьмем свою кровь обратно. Вскоре Георгий Блистательный узнал о помыслах осетин и сказал: если дело обстоит так, то тогда я их научу уму-разуму. Георгий Блистательный начал работать над тем, как прогнать осетин из Картли и вскоре приступил к осуществлению своего плана.
Вскоре случилось так, что для осетин в Картли настали нелучшие времена, из всех грузинских сел царь выселил осетин, отнял у них дома, которые осетины когда-то отняли у грузин и все эти дома вернул своим старым владельцам, а всех осетин собрал в одном месте. Затем, при помощи большой картлийской армии, погнал всех этих грабителей обратно в Осетию так, что не оставил в Картли ни одного осетина. Таким образом, благодаря Георгию Блистательному, в Картли воцарилось спокойствие. Но Георгий Блистящий не удовлетворился только этим изгнанием, он подумал: а что если они потом опять нападут на грузин? Поэтому он с грузинской армией спроводил их в самое сердце Осетии, оставил их там и взял с них обещание, что с этого дня они больше не смеют нападать на Картли, так как он их жестоко накажет. Это обещание осетины дали с большой радостью и сказали, что с этого дня ноги их в Картли больше не будет. Но осетины попросили Георгия Блистательного: мы выполним Ваш приказ, но и Вы сделайте одно доброе дело. У нас в стране, у осетин, нет ни пекарей, ни лапотников, ни башмачников, ни шапочников, ни пахарей, ни ткачей, нет ни цирюльника, ни других таких нужных мастеров. Может, Вы нам поможете и пришлете из Тбилиси по три мастера от каждого ремесла, чтобы они начали здесь работать и у нас было все необходимое. Мудрый Георгий посмотрел на это задание по-своему, с одобрением. Он вскоре уехал из Осетии в Тбилиси, собрал всех мастеров-ремесленников, выделил всем им помощь и жалование и очень скоро вернулся в Осетию, взяв с собой всех этих мастеров. Там царь их поселил, открыл им мастерские, таким образом одев голых и босых осетин.
После этого Гиоргий Блистательный обратился и к другим горским народам Кавказа, поставив их в известность о своем царствовании и силе, огласил и поручил им, чтобы они надсматривали над осетинами и если осетины еще раз посмеют напасть на грузин, чтобы они им в этом не помогали. Горские народы Кавказа дали царю своё обещание.
Об этом обстоятельстве Вахушти свидетельствует так : “ Потом зашел и сокрушил находящихся внутри Кавкасии, истребил и подчинил и обложил данью всех их, успокоилось Картли от осетин, так как он овладел всеми дорогами”.
После этого Георгий Блистательный посетил жителей Туш-Пшав-Хевсури, сообщил им о поражении осетин и об обещании, которое он с них взял, что с этого дня они в Картли ногой не ступят. Поэтому, этим горским народам подарил все их жилые места, кроме того, узаконил “написанием на столбе” и утвердил. Также он пожаловал им и многое другое. Взамен он поручил им работу, сказав, что он завоевал все дороги Кавкасии и они должны будут охранять их и смотреть, чтобы осетины не прокрались в Картли. Жители дали ему клятву и обещание, что так и будут делать, после чего Георгий Блистательный вернулся в Тбилиси, а горцы на упомянутых дорогах поставили караульных. После этого, или после 1330 года, прошло почти два столетия, и в Картли за все это время не ступала нога ни одного осетина, ни один человек не ступал ногой ни в Картли, ни в Имерети, ни в Кахети.
Большая часть истории осетинского народа окутана темнотой. Осетины не знают своей истории ни с древних времен, ни последующего периода, ни средних веков и не ближайших веков.
Если и остался исторический материал об истории Осетии, то за это они должны быть благодарны грузинским летописцам и источникам истории Грузии, а также авторам этих источников, о чем основательно и точно утверждается в грузинских книгах и грамотах. Вот и сейчас, я представлю вниманию осетин описание исторических обстоятельств, то есть описание причин переселения осетин в Картли, что будет не лишним и не лишенным значения.
Этот исторический материал я добыл в 1884 году, среди старых книг монаха Никона Джобинашвили, живущего в Кватахевском монастыре. Это описание я поместил в “Историю Осетии”, которую выпустил отдельной книгой в 1914 году. Но в ту книгу я не смог поместить следующее описание, так как книга заканчивается началом XIII века, или царицей Тамарой, а это описание событый конца XV века.
Осетины должны быть благодарны, должны смотреть на грузинский народ и на их историю так, как они смотрят на себя и на бесценное сокровище, иначе, если они будут враждовать с грузинским народом и грабить Картли, то тогда они должны хорошо знать, что и они так исчезнут с арены истории Грузии, как одно время исчез город Жинвали и все исторические справки об осетинах, которые там жили.
Рукопись Никона Джобинашвили делится таким образом: в первой части описывается разорение Грузии врагами, эту часть я издал отдельной книгой в 1889 году. А вторая часть касается осетин и их переселения. Эту часть я оставил, не напечатал, так как она меня не интересовала, но сейчас, когда это необходимо, я представляю вторую часть, как для нашего сведения, так и для сведения наших соседей-врагов.
Как свидетельствуют грузинские исторические источники конца XV века, осетины имели очень слабые знания о сельском хозяйстве, они даже хлеб сеять не умели, они сеяли только ячмень и у них не было принято пахать землю. Они ковыряли землю заступом и лопатой и так сеяли ячмень.
Таким образом, хорошо видно, что в XV веке осетины знали только ячмень, а хлеб, кукурузу и рис даже в глаза не видели. Весь осетинский народ питался ячменем. Это было их состоянием, из ячмени они также получали пиво и водку и этим жили. О садоводстве и виноделии осетины вообще ничего не знали.
Случилось так, что с 1580 года, в одной части Осетии и особенно в той ее части, которая граничит с Картли, урожаи ячменя критически уменьшились. Ячмень почти вообщеперестал расти. Причиной этого несчастья были проливные дожди и водные потоки, которые смыли и уничтожили все ячменные поля в 1580 году. На следующий год поля также были уничтожены сильными ветрами, а на третий год, оказывается, была такая жара, что все поля сгорели. Это горе принесло одной части осетинского народа большое несчастье.
В Осетии начался большой голод. Вот, как описывает этот голод грузинский летописец : “В 1580 году в Осетии начался большой голод, многие умирали от голода, потому что осетины питались зеленью”.
Поедание травы нанесло людям большой вред и многие погибли. Тот же летописец говорит, что покойники остались непохороненными.
Это обстоятельство, оказывается, оказало на осетин очень большое влияние. Эти голодные осетины начали разбегаться во все стороны и искать дневное пропитание попрошайничеством. Так, часть голодных осетин переселилась в Ширван, часть - в Черкессию и часть в Картли.
Бежавшие везде начали попрошайничать, но в некоторых местах они ничего не могли добыть, например, такими местами были Ширван, Лекети и Черкессия, там осетины добывали ровно столько, сколько им самим хватало только на день и для домашних у них не оставалось ничего. А в Картли же, в этой стране хлеба и ячмени, бежавшие с родины осетины, добывали столько ячмени, хлеба, кукурузы, фасоли и другого, что им и самим хватало на день и ещё накапливалось столько всего, что они могли относить все это своим семьям. Таким образом, со временем, картлийские села стали все больше и больше заполняться попрошайками-осетинами, так как осетины увидели, что в Картли им легче добывать хлеб. Они прекратили ходить в другие края и начали перебегать и попрошайничать только в Картли. Так сложилось, что вскоре картлийские села наполнились попрошайками-осетинами. Во всех селах ежедневно ходили и попрошайничали несколько попрошаек-осетин у которых висел бурдюк через плечо, а в руках был мешок. Это обстоятельство довело дело до того, что воеводы Ксан и Арагви спросили попрошаек-осетин о причинах их нищеты и о том, почему они пришли в села Картли попрошайничать. Осетины поведали грузинам о причинах и о том, что случилось в их стране. Воеводы и Мачабели взяли и поведали об этих событиях царю Симону, который разрешил им следующее:
Так как осетины находятся в такой нужде, то известите их, что, если они желают и переселятся в Картли, то тогда вы примете их поселенцами и поселите на своих землях. Воеводы вскоре известили нуждающихся осетин о воле и разрешении царя Симона. Осетины этому очень обрадовались и выразили вскоре свое согласие и благодарность грузинам. После этого они и вправду начали переселяться в Картли. Таким образом, и так сложилось, что в конце XV века, или в начале XVI века, в Картли уже было столько осетин, что их можно было видеть во всех селах.
Таким образом, переселению осетин в Картли способствовал приказ царя Симона. В то время осетин поселили на землях воеводы Ксан, воеводы Арагви, на землях Мачабели, Палавандишвили, Пурцеладзе, а также на землях некоторых других князей и вельмож, где осетины живут и по сей день.
Примечательно то обстоятельство, что, к сожалению, при переселении осетин в Картли, они при себе ничего не имели и шли почти пустыми: босыми, голыми и с непокрытыми головами. Одним словом, находились в полной нищете.
У переселившихся осетин не было ни постели, ни одежды, ни пожиток, ни посуды, не было ни скота и ни птицы. У них не было даже суточной нормы хлеба. Осетины обратились к царю Симону и попросили о помощи. Царь выслушал их и приказал грузинским князьям и вельможам, чтобы они оказали осетинам помощь. В это время осетинам помогло то обстоятельство, что царь Симон отнял у осман город Гори и поэтому князья и вельможи более охотно изволили помочь осетинам. Вот как и чем князья и вельможи Картли начали оказывать помощь осетинам.
Переселившимся осетинам выделили место для постройки домов, дали древесину и другие материалы на постройку домов. За короткое время, у всех переселившихся осетин были свои собственные избы. Так как у осетин не было суточного пропитания, это пропитание им также было дано князьями и вельможами Картли. Ячмень и хлеб для посева им также выделили князья и вельможи, на чьих землях они обустроились как поселенцы. У них не было ни заступов, ни лопат, ни другого орудия – все это им также дали грузины.
Но дело закончилось не только такой помощью, так как кроме этой большой помощи, осетинам была необходима еще и другая помощь и помощь эту оказали им крестьяне Картли. Некоторые крестьянские семьи подарили осетинам одежду, некоторые – постель, некоторые циновки и многое другое.
Кто дал посуду, кто кувшины, весы, котлы и другую необходимую в быту утварь. Крестьяне Картли также помогли осетинам домашними животными и птицей. Кто подарил курицу, кто – гуся, утку, индейку, кто лошадь, кто корову, кто буйвола, козу, барана и другое.
Некоторые подарили пряжу, а сельский ткач обещал связать за даром. Грузины поставили осетин на ноги и таким образом, в селах Картли, обустроилось и появилось осетинское крестьянское население. Эта эпоха возрождения приходится на начало XVI века. С такой помощью осетины обустроились в селах и встали на ноги. Осетины вскоре заслужили любовь и сочувствие грузин. Поэтому картлийские крестьяне помогали осетинам и с полевыми работами. Вскоре, осетины научились у картлийских крестьян выращивать хлеб и кукурузу, научились садоводству, научились разводить виноград и делать вино, что у них стало неплохо получаться.
Случилось то, что голодные осетины – крестьяне так хорошо обустроились в картлийских селах и выпрямили спину, так окрепли, что некоторые из них стали членами семьи в картлийских селах. Но, так как они жили поселенцами, в их сердца закрался страх: а что если когда-нибудь наши помещики надумают прогнать нас с этих земель, тогда куда нам идти? Поэтому осетины посовещались и постановили, что давайте обратимся к нашим помещикам и попросим, чтобы они сделали нас своими крепостными. Если они сделают нас крепостными, то тогда у нас не будет страха, что они нас выгонят.
Поэтому осетины обратились к князьям Картли и попросили их сделать их крепостными. Но князья и вельможи ответили им отказом : нам не нужно, чтобы вы были крепостными, живите для себя, в нашей стране вас никто не тронет – так говорили грузинские помещики. Но осетины все равно настаивали на своем и просили о крепостной зависимости.
Грузинским князьям и вельможам надоели постоянные просьбы и они выразили осетинам согласие, после чего осетины стали крепостными. Таким образом, в конце XVI века, осетины стали крепостными грузинских помещиков и после этого они и вправду жили в картлийских селах невредимо. После того, как они стали крепостными грузинских помещиков, они еще больше сблизились с грузинскими крестьянами.
Они сблизились настолько, что среди них вскоре началось и родство, начали выдавать замуж девушек друг другу, стало более частым кумовство, они становились посаженными отцами или матерями на свадьбах друг у друга и многое другое, что так просто связывало эти два народа. Союз грузин и осетин так окреп, так они полюбили друг друга, что после этого, на протяжении стольких лет, не было ни одного примера того, чтобы осетины или грузины предали бы друг друга, или причинили бы зло. О таком зле в старину, между осетинами и грузинами даже и не слышали, вместо вражды осетины после переселения в Картли всегда были вместе с грузинами и вместе воевали и во время битвы никогда не предавали и никогда не стояли позади.
Поэтому, нам еще более обидно за это зло – это обстоятельство мы считаем большим грехом, зло это совершено осетинами, которым внушили это враги Грузии, жаждующие крови грузинского республиканского правительства и свержения республики. Так думаем мы и так оно и должно быть. Только осетинам непристойно враждовать и ненавидеть грузин, этого они должны избегать любыми путями, так как ругать грузин будет то же, что ругать могилы своих же отцов и дедов. Такого ругательства осетины должны избегать. Также, они обязательно должны выдать тех злодеев, которые их настроили, одурачили и заставили взять в руки саблю против своего соседа грузинского народа. Если осетины совсем не потеряли человеческий стыд и совесть, то тогда они непременно должны придать огласке имена наших и их врагов. Это будет означать то, что они перестанут пинать нашу заботу, не забудут наше добро, хлеб-соль, к тому же, не будут ругать достоинство своих же отцов и дедов. Мы не будем касаться событий старого времени и средних веков, приведем лишь события недавнего прошлого и надеемся, что и этого будет достаточно осетинам, как основание для того, чтобы хотя бы после сегодняшнего дня они не следовали за своими губителями и за врагами респубиканского правительства Грузии.
Там, где мы проявили заботу и предоставили работу их отцам и дедам, на землях, которые они защитили собственной кровью, осетинам предательства и кровопролития грузин не простят никогда, этого им не простят их же отцы и деды и та общая забота, которую предки осетин оказали Грузии.
1496 год – грузины свергли и изгнали из Тбилиси шаха Исмаила. В этой войне принимали участие и осетины.
1536 год – грузины изгнали из Грузии шаха Тамаза. В освобождении Тбилиси принимали участие и осетины.
1556 год – грузины свергли султана Сулеймана и изгнали из Грузии османскую армию. В этой войне принимали участие и осетины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий