Искажения истории
- giorgi_chachba
- March 21st, 2010
-
- Георгий Анчабадзе. Вопросы грузино-абхазских взаимоотношений. Тбилиси. 2006. С. 139–141:
«Исходным положением концепции Н. Натадзе является утверждение: «грузинский народ – единственный автохтонный народ на территории сегодняшней Абхазии,... который перевел эту территорию из состояния нетронутых лесов в состояние развитой феодальной цивилизации». Что касается абхазов (г-н Натадзе упоминает их как «народ апсуа (“абхазы”)», то их председатель Народного фронта считает этносом адыгского происхождения, который к югу от Кавказского хребта утвердился в основном в ХVII-XVIII веках.
Исходя из этого, Н. Натадзе заключает, что «Абхазия не является страной апсуа ("абхазов"). Она сначала страна грузин, а затем апсуа ("абхазов")».
Это мнение в грузинском обществе существует уже более полувека. Его автором является Павлэ Ингороква. Указанное положение уже изначально не разделяла грузинская историография. Против гипотезы П. Ингороква еще в 50-х годах прошлого века были опубликованы критические рецензии, авторами которых были известные ученые – Н. Бердзенишвили, К. Ломтатидзе, 3. Анчабадзе, Х. Бгажба, Г. Соселия, но с 1989 года, когда резко обострились грузино-абхазские взаимоотношения, некоторые неформальные лидеры и идеологи грузинской стороны посчитали выигрышным использование этой полузабытой концепции в противовес абхазскому сецессионизму. В тот же период появилась тенденция называть абхазов, которые практически только под этим этнонимом упоминаются в грузинских письменных источниках, начиная с рассказов о событиях I века новой эры («Картлис цховреба». Т. I. Изд. С. Каухчишвили. Тб., 1955. С. 43.), по их самоназванию – «апсуа». Целью этой «хитрости» было утвердить мысль, будто народ, который на своем языке именует себя «апсуа», не есть абхазы. А это такая же чушь (приношу извинение за грубость), как если бы русский человек сказал о грузинах: какие же они грузины, если сами себя картвелами называют?!
Можно уверенно сказать, что тезис о неабхазности абхазов практически не разделяется ни одним иностранцем (для них вообще не имеет значения, когда речь идет о современных проблемах, какие племена жили в стране во времена «нетронутых лесов»). Что касается реакции абхазов, то она четко отрицательная, несмотря на политические взгляды конкретных лиц, и способствует утверждению мысли о том, что грузины хотят присвоить их историю и родину.
Так что ложное положение («апсуа» не есть «абхазы») утвердилось лишь в сознании части грузинского населения. В последнее время оно попало и в школьные учебники. Получается, что этой нашей маленькой хитростью мы обманываем самих себя. Насколько продуктивна такая политика, видно из опыта последних 15 лет.
Тем, кто сомневается в истинности сказанного мною и сами захотят установить истину относительно «апсуа», советую поискать в исторических источниках хотя бы одно четкое сообщение о переселении «апсуа» с Северного Кавказа. Такое сообщение найти невозможно. Пусть ищут также хоть одно указание в грузинской классической литературе о том, что в Абхазии, кроме абхазов (которые столь прекрасно представлены в произведениях Акакия Церетели, Нико Лорткипанидзе, Лео Киачели, Константинэ Гамсахурдиа и др.), проживают отличные от них апсуа. Невозможно найти и это. Если даже где-то упоминается термин «апсуа», то лишь как синоним «абхаза». Например, «абсар имя абхазов, так как абхазы сами себя называют абс, свою страну Абсны» (Мосе Джанашвили. История Грузии. Тифлис, 1906. С. 13). Почему нужно спорить о простой истине, в которой наши предки не сомневались? Попытка получить на этом пути какую-либо политическую выгоду, не говоря ничего иного – наивность.
Также беспочвенно заявление г-на Нодара Натадзе о том, что будто бы на большей части территории Абхазии «не проживал никогда ни один апсуа («абхаз»)». Такими территориями, в частности, он объявляет Гальский район и Дальское ущелье.
Г-ну Нодару должно быть известно, что к 1810 году, когда русские вошли в Абхазию, она по преимуществу была населена этническими абхазами от реки Хоста до Галидзги. Лишь в крайне южной части Абхазии – Самурзакано (в основном современный Гальский район) – от Галидзги до Ингури было этнически смешанное абхазо-грузинское (мегрельское) население. В течение XIX-XX столетий в Самурзакано абхазы, в основном, огрузинились, однако еще по данным переписи 1926 года в Гальском уезде зафиксировано около 13 тысяч абхазов (Г.П. Лежава. Изменение классово-национальной структуры населения Абхазии. Сухуми, 1989. С. 16). Именно такими самурзаканцами являются герои «Похищения луны» Константинэ Гамсахурдиа – Тараш Эмхвари, Кац Звамбая и др.
Что касается Дальского ущелья в верховьях Кодори, то оно целиком было населено абхазами. Россия смогла вытеснить их в Османскую империю в 60-х годах XIX века. Еще в конце XIX века Дал был полностью обезлюдевшим. Прекрасный знаток Абхазии Петрэ Чарая писал в 1897 году: «Еще не прошло много времени после того, как Дал был полон абхазами... Фруктовые деревья, посаженные дальцами, и сейчас приносят много плодов, которыми питаются лесные звери. Дал, в прошлом знаменитый мужеством своего населения и сегодня опустошен так, что там никто не живет.. Те, кто собирается переселяться из различных горных районов Грузии, таких, как, например, Рача-Лечхуми, с верхней Гурии и искать свою судьбу, особое внимание должны обратить на эти Цебел и Дал, так как эти края никем пока не заняты и пустуют» (Журнал «Квали», 1897 г.).
Новое заселение Дала происходит в начале XX века выходцами из Верхней Сванетии. После этого этот край получил новое название – Абхазская Сванетия. Таким образом, исходная точка концепции Н. Натадзе – о недостаточности исторических прав абхазов на территорию Абхазии – основана на ложном постулате, т.е. на пустоте и, исходя из этого, построить на ней что-либо существенное – невозможно».
http://dzmakaci.livejournal.com/1519.html?thread=1#t23791
Комментариев нет:
Отправить комментарий