Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 7 апреля 2011 г.

Свидетельства Истории 1.


[info]giorgi_chachba

Ашхарацунц(1) (Анания Ширакаци) о народах Кавказа и о грузинском населении Абхазии  VII век

К. Патканов. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Корейскому, ЖМНП, Март, 1883, с.28, 29.


Следующие народы живут в Сарматии: 1) Хазары, 2) Буши, 3) Баслики [Барсилы, Басилы], 4) Апшеги,2 5) Апхазы,2 6) Царственные Сарматы, 7) Иппофаги, 8) Нахчоматьяны, 9) Фтирофагы, 10)Сюрикийцы, 13) Аланы... 18) Марголы, 19)Такоцы [Такры]... 23)Двалы, 24) Гунны, 25) Васпуры, 26) Цанари, в земле которых проходы Аланский и Цекань, 27) Туши, 28) Хуши, 29) Кусты, 30) Людоеды, 31) Цхаваты, 32) Гудамакары, 33) Дуичики, 34) Дидоцы... 35) Деки... 53) Маскуты [массагеты] у самого Каспийского моря,... где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня в море. Севернее живут гунны, у которых город Варачань и другие города. Царь севера называется Хаган. Он владыка хазар. Царица же, женаХагана, происходит из народа басил ов...

Между Болгарами3 и Понтийским (Черным - сост.) морем живут народы: гарши, куты и сваны до города Питиунта4 (Pitius) на морском берегу страны авазгов [АоаздП, где живут апшилы и абхазы до приморского своего города Севастополиса [Dioscurias], и далее до реки Дракона, текущей из Агвань [не Албании]5 и отделяющей Абхазию от страны Егер.

Комментарий:

1. Традиционно называют анонимным армянским географом VII

2. Новейший перевод названия этого племени ( с армянского Иязыка) - "апсилы" (АрзШапв) - см.География Анания из Ширака (Ашхарацунц). Пространная и короткая редакция текста, введение, перевод и комментарии Роберта Хюсона. Уайсбаден, 1992, С.55А, 57 (на англ.яз.). Оба перевода приемлемы, так как апсилам -западнокартвельскому племени (см.док. М1, прим.2; Историографию) с греческим этнонимом - соответствует форма апшег армянских, и апшилы - грузинских источников. Хюсон, ссылаясь на С.Еремяна (1979, карта) пишет, что апсилы проживали в бассейне Игиппос-Дракон и являлись предками современных апсуа (География Анания из Ширака, с. 112). Такой "традиционный" подход к проблеме апсилов является глубоко ошибочным. В бассейне Кодори-Ингури .современные абхазы (апсуа) появились лишь во второй половине ХVII века, о чем свидетельствуют публикуемые документы и карты. Когда истинные предки апсуа (абзое Плиния - док. № 10) кочевали на восточной части Северного Кавказа (см.еще док. №66), апсилы// апшеги вели оседлый образ жизни в царстве лазов (док. №21), а раньше - в Колхиде (док.МП). Таким образом, апсилы//апшеги ', (грузинское племя) ничего общего не имеют с предками апсуа. Более того, апсилы//апшеги Ашхарацунца вскоре были поглощены абазгами//абхазами, теми же лазами (грузинами//мегрелами), как свидетельствует армянский автор Х века (док. МЗЗ). То есть, не только апсилы, но и апхазы Ашхарацунца (лазы//мегрелы//грузины) не являются предками современных абхазов, как об этом ошибочно пишет Хюсон, опираясь на советскую историографию. Он отмечает что апхазы являются предками апсуйцев, которые "в 790-е годы подменили лазов как господствующий народ в Западной Грузии" (География Анания из Ширака, с.112). Однако сами армянские авторы опровергают Хюсона, доказывая, что лазы - те же абхазы (док. ММЗЗ, 59, 60) и, следовательно, никакой подмены одного народа другим не имело места. О тождестве "абхаз" и "грузин" говорит множество арабских, персидских и других документов публикуемых нами (см.Историографию). "Апхазы" Ашхарацунца боролись за создание единого грузинского государства разговаривали и молились не на апсуйском, а на грузинском языке строили грузинские церкви, делая на них исключительно грузинские надписи (см.приложение № 1) и т.д.

3.Речь идет о современных болгарах.

4. По мнению русского археолога Ю.Воронова, здесь нужно читать "Страну Псин", т.е. Апсны, а не "Питиунт" (газ."Аидгилара", июнь 1990 г.) и рекомендует Т. Мибчуани, которого он критикует, удостовериться в этом в трудах Абхазского госуниверситета (т.V, 1987, с.98-100). Утверждения Ю.Воронова опровергаются самими армянскими учеными, работавшими над оригиналом. В новом переводе академика С.Еремяна читаем: "между булгарами и Понтийским морем селятся племена гашков и кутов, и [затем] суаны до приморского города Питиунта, народа абазгов. Здесь проживают апшилы и абазги до приморского своего города Севастополя и отсюда до реки, называемой Дракон, что [по-армянски] значит Вишап и которая течет из страны Аланской и отделяет абхазов от страны Егер" (С.Т.Еремян. Армения по "Ашхарацунцу". Ереван, 1963, с.101; его же. Опыт реконструкции первоначального текста "Ашхарацунца". - Историко-филологический журнал, Ереван, 1973, №2, с.263-264, на арм.яз.). Если даже согласиться с Ю.Вороновым, то получится, что сваны проживали северо-западнее несуществовавшего тогда Апсны, а сам текст станет непонятным (мифический Апсны окажется между грузинскими племенами - сванами и мегрелами?! - См.еще док. №13, прим.4). Таковым его и считает Ш.Инал-Ипа:"То сваны доходят до Питиунта (Пицунды), то земли абазгов и апсилов простираются до земли Егер (Мегрелии)," - см. Ш.Инал-Ипа. Вопросы этнокультурной истории абхазов, с.214. Признав абазгов и апсилов теми, кем они и были (грузинскими племенами), сразу же снимется отмеченное Ш.Инал-Ипа "противоречие", и документ станет вполне понятным.

5, Зд.из Алании, помещенной на картах 1654 г. севернее ^егрелии. Под Драконом подразумевается скорее р.Кодори, чем Ингури, хотя вполне достоверная информация поданному вопросу в документе отсутствует. Зато Ю.Воронов из Абхазии и Ю.Гаглойти из "Южной Осетии" так и не смогли разделить "сферу влияния" в этом бассейне. Так, по мнению Ю.Воронова, абхазы всегда проживали не только до Кодори, но и до Ингури, поэтому р.Дракон, "отделяющая Абхазию от страны Егер" - это р.Ингури (Аидгилара, июнь 1990 г.); Ю.Гаглойти также "извлекает из текста свои выгоды, уверяя, что Осетия раньше была шире и распространялась не "только до истоков р.Ингури, а еще дальше до Кодори, следовательно, "р.Дракон, отождествляемая с современным Кодером, которая отделяла Абхазию от страны Эгер-Эгриси, вытекает из Алании" ("Советская Осетия", 22 марта 1990 г.).0б аланах см.док. №17.
  • Иованнес Драсханакертци(1) о войне царя Эгриси(2) с гугарами


Не позже 925 года 3

Иованнес Драсханакертци. История Армении, Перевод с древнеармянского, вступительная статья и комментарии М.О. Дарбинян - Меликяна, Ереван, 1986, с. 152-153.


"О войне царя Егерского (Абхазии - сост.) Константина4 и взятии его под стражу, а также о ненависти Атрнерсеха5 к Смбату6

В это время (904 г. - сост.) наглый, строптивого нрава царь егерский (Абхазии - сост.) Костандин7, устремляя взоры не на справедливость, а на вероломные замыслы, собрал войско и двинулся, пустился в путь, пошел в северные края, что находятся в долинах Кавказских гор, чтобы подчинить себе и страну гугаров, обитающих возле Аланских ворот.8 Но, так как тот народ признавал, подчинялся и покорялся-царю Смбату, то царь Вирка Атрнерсех поторопился написать царю егерскому, который был его зятем,

чтобы он [бросил эту затею ... однако вскоре они] захватили... егерского царя Костандина и посадили... в темницу крепости Ани... Но [спустя четыре месяца Смбат] узнал о распрях среди егеров, которые резко расколовшись, вознамерились поставить над собой царем кого-то еще большего насильника, чем Костандин, и [царь Смбат] освободил его... [во - первых] из благодарности царю Вирка, которому тот приходился зятем... [Но Атрнерсех] страшно ожесточился из-за освобождения Костандина, сделанного будто бы наперекор ему...9

Комментарий:

1. Армянский католикос, историк (40-е годы IX в. - 925 г.).

2. Эгриси (Егер) в документе везде употребляется в значении Абхазии - Западной Грузии; это еще раз доказывает, что Абхазия была страной не апсуйцев, а западных грузин (Егер).

3. Дата смерти автора.

4. Царь Эгрис-Апхазети Константин III (893-922 гг.). В примечании к документу М.О.Дарбинян-Меликян приводит выдержку из "Матиане картлиса" ("Летопись Картли"), изданного М.Броссе: "В то время (904 год - сост.) выступил Константин, царь абхазов, и захватил Картли, разгневался на него царь сомехов (армян), Сумбат Тиезеракаль (Вседержатель), выступил с большим войском и обступил Уплисцихе и взяли крепость" (М.Броссе. История Грузии, т.1, с.279, на франц.яз.; "Матиане картлиса", с.32). - Иованнес Драсханакертци. История Армении, стр.327-328. Таким образом, Абхазия грузинских источников (см. описанное у Иованнеса Драсханакертци событие в док. №40) у армянского автора с учетом этнического состава ее населения отождествлена с Эгриси (Мегрелия - Западная Грузия).

5. Тот же Адарнасе II - Куропалат Тао - Кларджети (южная провинция Грузии), царь Восточной Грузии (888-923 гг.).

6. Смбат - царь армян (890-914 гг.).

7. В письмах Константинопольского патриарха Николая Мистика (901-907 гг.; 912-925 гг.), адресованных католикосу Иованнесу, Куропалату Атрнерсеху и "начальнику абхазов" содержится просьба о примирении и совместной борьбе против общего врага Абу-Сача(отецАбу-ал-Касыма - док. №29).

"Начальник абхазов" это- царь Абхазии Константин III, именуемый Иованнесом также царем Егерии (Указ.соч., с.187-188; прим. 4 на стр.341, сделанное М.О.Дарбинян-Меликяном). Егерского царя Константина царем Абхазии именуют Ухтанес (док. №34), Мх.Айраванец (док.№59), а Шапух Багратуни его называет царем лазов (док.№ЗЗ).

8.Гугарк (Гогарени) - историческая область Грузии; Аланские ворота - Дарьяльское ущелье.

9.Атрнерсех стремился овладеть Картли и объединить под своей властью грузинские княжества, в чем ему мешал зять Константин, сам боровшийся за объединение Грузии. Иованнес говорит: "Великий куропалат Грузии... расширял пределы своего государства на северо-запад до города Карина (Эрзрум - сост.), а там пересекший Кларджк (Кларджети - сост.), далее [дошел] вплоть до берега Великого моря (Черного моря - сост.) и до пределов Егерских и до подошвы великих гор Кавказских, захватил Гугарк и Цанарк до Аланских ворот..."(Указ.соч., с.130). Отождествляя абхазов и грузин (см.Указ.соч., с.118, 130,140, 156, 187, 188, 216), Иованнес упоминает о "проживающих у подножья Кавказа северных племенах" (Указ.соч., с. 182).
  • Надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115/ 1114-1077/1076 до н.э.) - о древних странах и народах Малой Азии


Не позже 1077 года до н.э.

В кн.: Г.А. Меликишвили. Наири-Урарту. Тб., 1954, с.75-76.


"Тиглатпаласар, царь могущественный, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех частей света, завоевавший страны Наири от страны Тумы до страны Даиани, завоевавший страну Хабхи1 до Великого моря".

XX

"4000 кашкайцев2 (и) урумейцев, непокорных людей хеттской страны, которые силой своей захватили поселения страны Шубарту, подчиненные Ашшуру, моему владыке, услыхали о моем приходе в Шубарту, и блеск моей доблести ниспроверг их: битвы они убоялись (и) обняли мои ноги. Я принял их... и причислил их к людям моей страны".

XX

"[...] Урумейцев и абешлайцев2, непокорных людей страны хеттской, я схватил, причислил к людям моей страны".

"4000 урумейцев и абешлайцев,2 людей страны хеттов - [я их забрал (и)] причислил [ к людям] моей [страны]."

Комментарий:

1.На основе анализа надписей Тиглатпаласара первого Г.А.Меликишвили пришел к обоснованному выводу, что страна "Хабхи" у "Великого моря" (Черного моря) - не область Хабхи к югу от Ванского озера, упоминаемая в некоторых источниках, а страна "Килхи"("Гилхи"), "Колхи" ("Колхида"). Г.А.Меликишвили. Наири-Урарту, с.407-408.

2."Кашка" и "абешла" ассирийских источников, по мнению Г.А.Меликишвили, являются синонимами и связаны с греко-римским "апсилы" ("апшилы"); он считает их северокавказским "черкезо-адыгским или абхазским племенем". Само название "Кашка" отождествляется им с названием северокавказского племени черкезов "косоги" ("кашаг", "кешаг" древнегрузинских, русских и арабских источников). - Г.А.Меликишвили. Наири-Урарту, с.77,401.

Для абхазского историка Ш.Д.Инал-Ипа "кашки" и "абешла" - синонимы, причем "абешла" он отождествляет с "апсилами" Плиния и считает, что их вполне можно связать с предками абхазов, якобы обитавшими в Колхиде и в северо-восточных районах Малой Азии, откуда переселились на территорию современной Абхазии (Ш.Д.Инал-Ипа.Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сухуми, 1976, с.129-130). Касаясь данного вопроса, академик И.М.Дьяконов ставит под серьезное сомнение южный вариант происхождения абхазов. Он справедливо пишет, что созвучие этнонимов "еще конечно не доказательство принадлежности касков и абешлайцев к абхазо-адыгской языковой группе, так как, во-первых, совпадение названий может быть случайным, а во-вторых, разные племена могут называться одинаково и по сходству культуры" (И.М.Дьяконов. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968, с.12-13). Действительно, созвучия этнонимов и топонимов часто бывают случайными. Например, что могут иметь общего упоминаемые в урартских клинообразных надписях города Куа, Укуа, страна Шешети и т.д. (Г.А.Меликишвили. Урартские клинообразные надписи. М.,1960^ с.140,158,176 и др.) с городом Акуа (Сухуми) и с селом Шешелети (в Абхазии). Отождествляя абешла (кашки) с апсилами, необходимо иметь в виду, что "апсилы" не этноним в строгом смысле этого слова, а всего лишь внешняя характеристика населения определенной местности. Как уже отмечалось, "апсилы" на греческом языке означает "не голый", "не лысый". Следовательно, ничего общего не имеют с абешла (кашки).

Оригинальную мысль высказал Мишель Тамарати (Михаил Тамарашвили). По его мнению, Кашка является той же Колхидой. В доказательство приводит список тубальских, мосохских и каскайских царей (Мишель Тамарати. Грузинская церковь от начала до наших дней. С приложением 104 портретов и репродукций грузинских памятников, двух географических карт и неизданных документов. Рим, 1910, с.56, на франц.языке). В пользу версии М,Тамарати говорит тот факт, что слово "кашаг" ("кашки") переводится с грузинского языка и означает:"рослый юноша, назначенный в продажу, в неволю" (Д.Чубинашвили. Грузино-русский словарь. Второе издание. Тб., 1984, с.1330). Здесь же для размышления добавим, что личная гвардия Чингиз-хана называлась кешигом.
  • №2 Гомер о Колхиде


IX в. до н.э.

Гомер. Илиада. Одиссея. Илиада: пер. с древнегреческого Н.Гнедича; Одиссея: пер. с древнегреческого В.Жуковского (предисловие А.Нейхардт. Алма-Ата, 1986, с.461, 464, 470, 476, 484-485.


Одиссея. Песнь десятая.

Мы напоследок достигли до острова Эй2. Издавна

Сладкоречивая, светлокудрявая там обитает

Дева Цирцея, богиня, сестра кознодея Ээта.

Был их родителем Гелиос, бог, озаряющий смертных;

Мать же была их прекрасная дочь Океанова, Перса...

Той же порой как в святую долину спустятся уж был я

Близко высокого дома волшебницы хитрой Цирцеи,

Эрмий с жезлом золотым пред глазами моими нежданный

Стал, заступив мне дорогу..,

Слушай однако: тебя от беды я великой избавить

Средство имею: дам зелье тебе; ты в жилище Цирцеи

Смело поди с ним; он охранит от ужасного часа...

Сими словами растенье мне подал божественный Эрмий...

Моли3 его называют бессмертные; людям опасно

С корнем его вырвать из земли, но богам все возможно.



Песнь одиннадцатая

Все карабельные снасти порядком убрав, мы спокойно

Плыли; корабль наш бежал, повинуясь кормилу и ветру.

Были весь день паруса путеводным дыханием полны.

Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

Там киммерян4 печальная область покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков...

Славная Леда, супруга Тиндара, потом мне явилась;

Ей родилися от брака с Тиндаром могучим два сына:

Коней смиритель Кастор и боец Полидевк5 многосильный.

Оба землею они жизнедарною взяты живые;

Оба и в мраке подземном чистимы завесом; вседневно

Братом сменяется брат; и вседневно, когда умирает,

То воскресает другой; и к бессмертным причислены оба.



Песнь двенадцатая

Мне же Цирцея приветливо руку дала; и когдя я

Сел в отдаление от прочих, легла близ меня и вопросы

Стала мне делать; и ей об всем рассказал я подробно...

Светлая так напоследок сама мне сказала богиня:

Дело одно совершил ты успешно; теперь со вниманием

Выслушай то, что скажу...

Две вам дороги представятся...

Опишу я и ту и другую...

Все корабли к тем скалам подходившие гибли с пловцами;

Только один, все моря обежавший, корабль невредимо

Их миновал-посетитель Ээта, прославленный Арго;

Но и его на утесы бы кинуло море когда б он

Там не прошел, провожаемый герой любившей Ясона.

Комментарий:

1. Гомер, живший задолго до автора "Аргонавтики", знает о||: путешествии аргонавтов в Колхиду (миф первой половины второго _ тысячелетия до н.э.), имена основных героев мифа (Ээт, Медея, Ясон дидр.).

2. Анализируя аргументы за и против, Р.Гордезиани заключает, что Эа (Айя) древних греческих сказаний с самого начала ^локализовалась в бассейне Черного моря, в пределах 1 исторической Колхиды (Р.В.Гордезиани. Проблемы гомеровского эпоса. Тб.,1978, с.202-210, см.также Гомер. Одиссея. Тб.,1986, с.314, на груз.яз.). Еще Псевдо Скилакс Кариандский (V в. до н.э.) писал, что Медея была из города на р.Фазисе (док.№З). Евстафий из Фесалонии (XII век), написавший комментарий к "Илиаде" и "Одиссее", знает, что Айя - город Колхиды, что в "Одиссее" лишь боги так называют "моли", а людям это вовсе неизвестно" (Георгика, т.7. Тб.,1970, с.2,4-5 и др.).

Н.Гнедич и В.Жуковский, считая Ээта царем Колхиды, а Ясона - человеком, снарядившим корабль "Арго", который посетил Колхиду, похитил "Золотое руно" и увел Медею, помещает остров Цра, где живет Цирцея (сестра Ээта) у берегов Италии (Гомер.Илиада, Одиссея.Альма-Ата, 1986, с.637,630; Гомер. Одиссея. М., 1984^0.317,318). См.еще прим. к док.№6.

3. Грузинское слово, означает молодую траву (Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы, т.2, Тб., 1984, с.908-909; Р.В.Гордезиани. Указ.соч., с.202-210; Гомер. Одиссея. Тб.,1986,с.313 и др.).

4. Специалисты помещают область киммерян в Сарматии (Р.В.Гордезиани. Указ.соч; Гомер. Одиссея, Тб., 1986, с.313идр.), что имеет значение как для локализации Эа, так и для приблизительного определения ее северо-западной границы. В данном случае не столь важен вопрос о том, мог ли Одиссей преодолеть за день расстояние от Эа до области киммерян (на это обращает внимание Р.В.Гордезиани). Важнее отметить, что царство Ээта-Колхида непосредственно граничит со страной киммерян. Говорит же Медея у Публия Овидия Назона, что ее "отец знаменит, он занимает заснеженную Скифию, весь берег Понта" (цит. из предисловия к кн.:Флавий Арриан. Путешествие вокруг моря. Перевод, исследование, комментарий и карта Н.Кечагмадзе. Тб., 1961, с .9, на груз.яз.). Интересующая нас северо-западная граница грузинского царства Колхиды в эпосе совпадает с данными письменных источников (док. NN 39, 76, 78 и др.) и средневековых карт (Д.Омема - 1559 год и др.).

5. Участники похода аргонавтов в Колхиду. По легенде, их возницы основали город Диоскурию (см.прим. кдок. N6), т.е. Сухуми (см.еще док. М14, прим.5; N24, прим.5 и др.).

  • Псевдо Скилакс Кариандский(1) о племенах восточного Причерноморья


Не позже 485 г. до н.э.

СМОМПК, вып.1У, Тифлис, 1884, с.10-12.


70. Азия начинается от реки''Танаиса (Дон - сост.) и первый азиатский народ в Понте-савроматы (букв: "ящерины очи" -сост.)3. Этим народом управляют женщины.

71. Соседи их меоты (приазовцы - сост.).

72. За местами следует народ синды; земля их простирается даже за [Азовское] море. По их стране следующие греческие города: Финагория, Кепы, Синдская гавань, Патус.4

73. За Синдской гаванью - народ керкеты.5

74. За керкетами - народ тореты (те же керкеты по анониму V в. - сост.), греческий город Торикос и гавань.

75. За торетами народ ахеи.6

76. За ахеями народ гениохи.7

77. За гениохами народ кораксы.8

78. За кораксами народ колике (колы Гекатея - сост.)

79. За ними народ меланхлены ("одетые в черную бурку" -сост.), у них есть Метазорис и река Египиос ("коршун" - сост.).

80. За меланхленами - телоны ("мытарствующие" - сост.)9

81. За этими же народ колхи, и город Диоскурия, и греческий город Тиенос и реки Тиенос и Херобин, Хорсос и Ариос, затем река Фазис и греческий город Фазис [г. Поти - сост. ]. Отсюда река Фазис - судоходная на 180 стадий до большого варварского города [Айа], откуда была Медея. Там и реки Рис, Изис, река Лестон и Апсар (Чорохи - сост.).10

82. За колхами - народ бизеры и реки Дарааном и Арион.11

83. За бизерами живет народ экехейрийцы ("спокойно живущие"- сост.).

84. За экехейрийцы - народ бехейры.

85. За бехейрами - макрокефалы ("длинноголовые" - сост.), гавань Псарон (Гисса - сост.) и греческий город Трабезонд (населенный по Ксенофонту колхами - сост).

86. За макрокефалами живут моссеники; у них есть гавань Зефирий ("западный" - сост.), греческий город Хойрадес и остров Ареса. Народ этот живет в горах.

87. За моссениками живут тибарены.12

88. За тибаренами - халибы; 13 у них защищенная гавань Генетес ("родоначальница" - сост.), греческий город Стаменея ("место"-сост.) и греческая крепость Язония.

89. За халибами следуют ассирийцы, река Фермодонт (южная граница колхов - сост.) и греческий город Фемискира.14

Комментарий:

1. Древнегреческий автор (521-485 годы до н.э.).

2. Дата смерти автора.

3. Надо полагать, что савроматы - "ящерины очи"-принадлежали к монголоидной расе.

4. Западные и восточные районы современного Новороссийска. Патус - Бата Страбона.

5. Отождествление керкетов с черкесами, принятое в исторической наукe, не подтверждается их этимологией. греческого языка "керкет" переводится как "кормчий" (У. Папэ,Г.Бензелер. Словарь греческих личных имен,I. Брауншвейг, 1884, на греч, и немецком языках), с грузинского - "высокий, плотный мужчина" (Д.Чубинашвили.Указ.соч., с.604); а черкесы - "дорожные разбойники" (по-турецки; см.еще док. №1, прим.2; док. №65, прим.5 и др.). Не являются ли последние таварами, которым, как пишет Фредерик Дюбуа де Монперэ, Гомер дает прозвище лестригонов, что на греческом означает "пираты", "разбойники"? (Фр.Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа у черкессов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму, т.1. Перевод с французского Н.А.Данкевич-Пущиной. Сухуми, 1937, с.13).

6. См.Дионисий Периегет о народе ахеи (док. №12); тореты и керкеты - одно племя (док. №21).

7. Гениохи - букв. "возничие" от грузинского Цхени (лошадь)/ / гени (П.Ингороква. Георгий Мерчуле. Тб., 1954, с.178, на груз.яз.). По Хараксу Пергамскому, "гениохи и зихи... - потомки пелазгов (СМОМПК, 1884, IV, с.213). По Геланику (486-395 гг. до н.э.), "над керкетами живут мосхи и хариматы, над ними гениохи, а выше кораксы" (там же, с.25). См. еще док. №8, прим.4.

8.П.К.Услар писал: "У Скилакса кораксы (сваны) следуют за гениохами; по-видимому, это есть чисто греческое название, с легкой неправильностью означающее вороны" (П.К.Услар. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881; Д.Гулия. История Абхазии, т.1, Тифлис, 1925, с.66). Р.Бзыбь Вахушти называет Капоэтис Цкали (КЦ, IV, с.783-784). Капоэты означает "годовалую птицу" (Д.Чубинашвили. Указ.соч.,с.593).

Дуглас У.фрешфилд пишет: "Я могу подсказать обозревателям, что в рассказе о путешествии Йо (дочь первого царя Аргоса-Инаха (док. N5 - сост.) на многое прольется свет, если древний Коракс - современный Бзыбь будет отождествлен с "Убристен Потамо или фендонимон" поэта (т.е. Публия Овидия Назона - римского поэта - (43 год до н.э. -17 год - сост.). (Р.У.736). "Коракс" является, конечно, оскорбительным словом в Афинах (ср.Кроксо - "каркаю"- сост.) и р.Бзыбь все еще остается страшной и непроходимой рекой на Черноморском побережье"(См. его - Исследование Кавказа, т.1, изд.П.Лондон, 1902, с.4, на англ.яз.).

Не исключено, что греческий Коракс является интерпретацией Древнегрузинского капоэты (т.е. "капризный, злой, неприкасаемый, кричащий" - Словарь грузинских народных говоров. Составил А.А.Глонти. Тб.,1974, с.271). Ср.р.Цхенисцкали (вода лошади) Гиппос (лошадь по-греч.), р.Квирила (кричащая) Боас (крик по-греч.), Бзеби (самшит), Буксо (самшит на латинском и т.д.

Позже р.Коракс была отождествлена с р.Кодори (Кастелли Ламберти - док. NN92, 93), но многие исследователи все же помещают Коракс, Кораксийскую стену в районе Бзыбь - Пицунда Картерон Тейхос (Д.Качарава, Г.Квиркелия. Города и поселения Причерноморья античной эпохи, с. 141).

Издатели журнала "Музаион 2000"(Цюрих).Р.Штроил и другие предвзято изображая кавказцев изначальными врагами европейской и восточной цивилизаций, называют их кораксами т.е. воронами (Р.Штроил. Народы - вороны Кавказа. - "Музаион 2000".5.1993.). Такое название, по их (издателей журнала) произвольному утверждению, кавказцы получили поскольку, нападая постоянно на кельтов и ионийцев, якобы отнимали у них детей (вороны считаются хищниками гнезд других птиц), еще потому, что были "черными" (Константина З.Гамсахурдиа. Научно-популярный журнал "Музаион" о кавказцах. - Карду, 1996, М1, с.7-11,на груз.яз.).

9.Телоны, а также керкеты, ахеи, гениохи, кораксы, колы и меланхлены жили приблизительно от р.Кубани до г.Сухуми. Данная территория по древнегреческой, древнегрузинской, древнеармянской и древнеевропейской традициям (Фл.Дрриан, Аноним V века, Леонтий Мровели, Джуаншер, Эмидио Дортели д'Асколы, Вахушти, Ф.Брун док. NN13, 20, 39, 42, 86, 108, 176.) -колхидская. Следовательно, упомянутые племена являются картвельскими.

10.Таким образом, на земле колхов находятся города Диоскурия (Сухуми), Тиенос/Гиенос (Очамчире), Поти, Айя (Археополис// Нокалакеви или Кутаиси); реки Тиенос (Моквисцкали или Галидзга), Херобии (Енгури или Ерисцкали), Хорсос (Хобисцкали), Ариос (Циви?), Фазис (Риони), Рис (Супса?), Изис (Натанеби), Лестон (Кинтриши или Королисцкали и Апсар(Чорохи). Приведенные названия городов и рек - греческие (например, Диоскурия - "сын бога", Рис- "колея", "канавка", Лестон - "река разбойников", Апсарос - "сильная вода", "непятнистая" и т.д.). I стадия равняется 184,97 метра.

11. Бизери=Дизери Гекатея. Р.Дараан и Арион ("бравый", "грозный") ныне в Турции.

12. Г.Хиорадес - возле Керасунта; Ареса - совр. Керасунада.

13. Моссиники, тибарены, халиби (халкос="медь" по-греч .древние металлурги) - грузинские племена.

14. Согласно Вибию Секвестру (ок.У в.), р.Фермодонт (совр.Терме-су) "составляет границу между страной колхов и амазонок" (СМОМПК, IV, с.200); гор.Фемискира - у устья р.Терме-чай.
  • Гекатей Милетский(1) о колхидских племенах Причерноморья


Не позже 480 года до н.э.

СМОМПК, IV, Тифлис, 1884, с.8-9.


185. Кораксы, колхидское племя, по соседству с колами, коракская стена и страна кораксов.2

186. Колы, народ у Кавказа. Подножья Кавказа называются Колийскими горами. Страна колов.3

187. Гекатей рассказывает, что Фазис (Риони - сост.) впадает не в море (?- сост.).

188. Мосхи4, колхидское племя, сопредельное с матиенами.

189. Гионе, город матиенов, сопредельный с гордийцами. Жители этого города носят такую же одежду, как пафлагонцы.

190. Хои, племя, соседнее с бехеирами. На восточной границе хоев живут дизеры.5

191. Макроны, в настоящее время Санны.6

192. Мары7, племя, сопредельное с Моссинэками.

193. На восточной границе Тибаренов живут Моссинэки,8 у них находится город Хойрадес.

194. Тейрия, город левкосиров.

195. Халибы, народ, живущий у Понта, на Фермодонте.9 На юге к халибам примыкает Армения.

196. Стамена, город хапибов.

197. Германосса, местечко (колония) Трапезонта.

198. Патрасис, город у Понта.

199. Кросса, город у Понта...

212. Амазонион, так прежде называлась Кита, в которой жили амазонки.

Комментарий:

1. Древнегреческий логограф (VI-V вв. до н.э.).

2. К.Кудрявцев ошибочно считает, что кораксы ("вороны" - их жилища по утесам напоминали гнезда воронов, пишет К.Кудрявцев) Гекатея "без всяких колебаний" являются кодорцами (дальцы, цебельдинцы - апсуйцы), а Коракская стена также ошибочно отождествлена с Келасурской стеной (К.Кудрявцев. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухуми, 1926, с.28-29, 53). В то же время Коракская стена локализуется в районе Гагра-Пицунда (док. МЗ, прим.8 и др.). По мнению П.Услара, кораксы -шапсуги или убыхи (см. Кудрявцев. Указ.соч., с.53), другие считают его древнеабхазским племенем (Очерки истории Абхазской АССР, ч.1, Сухуми, 1960, с.34-36). Они игнорируют сведения Гекатея о том, что "кораксы, колхидское (т.е. грузинское - сост.) племя". Позже р.Коракс отождествлялась с р.Кодори (Кастелли, Ламберти). См.еще док. №179, прим.9.

3. Колы проживали южнее кораксов, т.е.южнее Гагры -Пицунды. П.Ингороква считает их мисимианами, а последних-мегрело-сванским племенем.(П.Ингороква. Георгий Мерчуле, с.143-145). Название колы, возможно, происходит от мегрело-сванского коль, т.е. "стрекоза". Возможно, такое название (по примеру кораксов) племя получило из-за того, что строило высокие башни (сванские) с труднодоступным входом.

4. Мосхи - картвельское племя.

5. Те же бизеры (см.Псевдо Скилакс Кариандский).

6. Макроны - "великаны". "Макроны - могущественный и красивейший народ Кавказа, обитающий на северо-восточном берегу Понта (Абхазии)", считает И.Морган:(И.Морган. Научная миссия на Кавказе, археологические и исторические изыскания, т.1, Париж, 1889, с.197, на франц.яз.). На самом деле макроны, те же санны (чаны) - колхское (картвельское) племя, проживающее севернее г.Ризе.

7. Мары - картвельское племя.

8. Моссинэки - картвельское племя,

9. Современная река Терме-Су в Турции.
http://abkhazeti.info/history/EkFZpkkFVu

pNZPfHtj.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий