- giorgi_chachba
- March 29th, 2010
-
Не позже 424 года до н.э.
Историки Греции. М., 1976, с. 27-28; 100-136.
Книга I 2. Таким то образом Ио прибыл в Египет.., это было первым началом обид.3 После сего некоторые эллины,... прибыв, говорят, в финикийский Тир, похитили царевну Европу и сим образом воздали обидою за обиду. А потом и второй обиде виновниками стали эллины: ибо, приплыв на длинном корабле в Эю Колхидскую на реку Фасис (Риони - сост.) и исполнив прочие дела, для коих прибыли, похитили они оттуда царевну Медею.4 Когда же царь Колхидский послал в Элладу глашатая просить удовлетворения за похищение и требовать дочь обратно, эллины отвечали, что как им никакого удовлетворения не сделано за похищение аргивской Ио, то и они того не сделают. 104. От Меотического озера (Азовское море - сост.) до реки Фасиса и колхидян считается 30 дней пути для доброго путника, от Колхиды же до Мидии не более того, и один только народ между ними, саспиры,5 а прошед их страну, очутишься в Мидии... 201. ... Сей народ (массагеты - сост.),6 почитаемый великим и мужественным, обитает к востоку солнца за рекою Араксом, супротив исседонов.7 Некоторые говорят, что массагеты суть народ скифский. 202. Об Араксе же иные говорят, что он более, иные - что менее Истра (Дунай - сост.) ... А река Аракс вытекает из гор матиенских.., устьев же она имеет сорок, но все они кроме лишь одного теряются в болотах и топях... Одно лишь устье Аракса, не смешиваясь с болотами, течет в Каспийское море... От сего моря на запад простирается Кавказ, из всех гор пространнейший и высочайший. В том Кавказе народы живут многоразличные, а питаются большею частью от диких плодов... 204. Сей Кавказ облегает названное Каспийское море с запада; к востоку же солнца простирается равнина необозримой обширности. Сей-то великой равнины немалую часть занимают те массагеты... Книга IV 11. ... Говорят, что скифы - пастыри, обитавшие в Азии, быв оттуда во время войны с массагетами вытеснены, перешли через реку Араке и пришли в землю Киммерийскую, ибо киммерянам в древние времена принадлежала сия страна, ныне занимаемая скифами...8 20. За Герром (р. Самара - прим. к док.) находятся так называемые Царские земли, где живут благороднейшие и многочисленнейшие скифы, почитающие прочих скифов своими рабами. Расселяются они к югу от Таврики,9 к востоку до того рва, который прокопали рожденные от слепых, и до торжища при Меотийском озере (Азовское море - сост.), именуемого Кремнами,10 частью же прилежат к реке Танаису (Дон - сост.). Выше царских скифов к северу обитают меланхлены, народ чужой и не скифский; выше же меланхленов болота и безлюдье, насколько нам известно. 21. По ту сторону реки Танаиса земля уже не скифская, но первая из стран савроматов.11 Сей народ занимает землю от меотийской впадины к северу на 15 дней пути, всю лишенную как диких, так и садовых дерев. Выше сих савроматов во второй стране сей живут будины,12 населяющие землю, изобильную всяким лесом. 22. А повыше будинов к северу сперва простирается безлюдье на семь дней пути, далее же, поворотя более к востоку, живут фиссагеты,13 народ многочисленный и особый, питающийся звериною ловлею. В смежности с ними в сих же самых местах живут так называемые иирки... А еще выше сих народов к востоку живут другие скифы, отложившиеся от скифов царских и перешедшие в сии места. 23. До страны сих скифов вся описанная мною земля плоска и тучна; оттоле же идет каменистая и неровная. Если пройти великое пространство сей неровной земли, то у подошвы высоких гор, как сказывают, обитают люди, кои все от рождения плешивые,14 как мужчины, так и женщины, плосконосы и с большими подбородками; язык-они употребляют особенный, а одежду скифскую. Питаются они древесными плодами. Дерево, коим они живут, называется "понтик", величиною оно почти со смоковницу, плод носит похожий на боб и имеющий ядро; когда сей плод созреет, то процеживают его сквозь ткань и вытекающий из плода ,густой и черный сок, называемый "асхи",15, лижут и пьют, смещав с молоком, а из отжимков делают лепешки и едят. Скота у них немного, потому что пажити здесь не хороши. Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседов своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, тому никто не причиняет обиды; имя же сему народу - аргиппеи. 24. До страны сих плешивых и народов, впереди их живущих, земля достаточно известна... Скифы же, посещающие сих людей, производят с ними дела посредством семи переводчиков на семи языках.16 25. Доселе, стало быть земля известна; но что находится выше сего плешивого народа, о сем никто ничего достоверного сказать не может, ибо путь туда пресечен высокими горами, коих никто не переходил. Плешивые же сии говорят, чему впрочем, я не верю, будто на сих горах живут люди козьеногие,17 а прошед их, другие люди, которые спят по шесть месяцев, чего я и вовсе принять не могу. Страна же, лежащая от аргиппеев на восток и обитаемая исседонами, известна достаточно; неизвестна лишь лежащая выше на север, кроме разве того, что о ней сказывают аргиппеи и исседоны. 26. ... Впрочем же, исседоны почитаются народом справедливым; и женщины у них имеют власть, равную с мужчинами. Стало быть, и сей народ известен. 27. Выше сего народа, как сказывают сами исседоны, живут люди одноглазые и грифы-злотохранители;17 от исседонов сей рассказ переняли скифы, а от скифов мы, и называем мы их по-скифски "аримаспами", ибо у скифов "арима" значит "один", а "спу" - "глаз". 28. Во всей описанной здесь стране бывает столь жестокая зима, что восемь месяцев продолжаются несносные морозы... Замерзает даже море и весь Боспор Киммерийский (Керченский пролив - сост.)... 37. Персы в Азии обитают у южного моря, называемого Черным; выше к северу от них живут мидиане, от мидиан саспиры, от саспиров колхи,18 обитающие у северного моря, в которое впадает река Фасис: так сии четыре народа простираются от моря до моря.19 38. К западу от сих народов протягиваются в море два мыса, каковые я и опишу. Первый мыс, начинаясь на севере от Фасиса, простирается в море по Понту (Черное море - сост.) и Геллеспонту троянского Сигея, а на юге, начинаясь от Мириандрского залива, что возле Финикии, простирается в море до оконечности Триопии; населяют сей мыс 30 народов. 39. Второй мыс, начинаясь от персов, ... идет вдоль нашего моря по Сирии Палестинской к Египту, где и оканчивается; населяют его только три народа. 40. Таково протяжение Азии к западу от персов. К востоку же от персов, мидян, саспиров и колхов простирается Черное море; а к северу - Каспийское море и река Араке, текущая к восходу солнца... 106. Андрофаги из всех народов имеют нравы лютейшие, не признавая никакой правоты и никакого закона. Они суть кочевники, одежду носят подобную скифской, язык имеют особливый и один из сих народов питается человеческим мясом. 107. Меланхлены все носят черные ризы,20 отчего и получили название свое, обыкновения же у них скифские. 108. Будины суть народ великий и многочисленный, голубоглазый и красноволосый. У них есть город деревянный по имени Гелон... Ибо гелоны по происхождению своему суть эллины, изгнанные из торжищ своих и поселившиеся у будинов; язык у них частию скифский, частию же эллинский. 109. Равно и образом жизни гелоны с будинами не схожи: будины, будучи природными тамошними жителями, суть народ кочующий и один из всех народов страны сей едят вшей; гелоны же возделывают землю, едят хлеб, имеют сады и нимало не походят на будинов ни образом своим, ни цветом лица. Однако эллины и будинов называют гелонами, хотя неправильно...
Комментарий: 1. Великий греческий историк (ок.484-425 годы до н.э.). 2. Дата смерти автора. 3. Прибывшие в Аргос ("в стране, ныне называемой Элладою" - Геродот) финикийские торговцы похитили дочь местного царя Инаха по имени Ио и увезли ее в Египет (Историки Греции, с.27). 4. См.док. №2.Геродот высказывает мнение об египетском происхождении колхов (см.его. "История в девяти книгах. Перевод с греческого Ф.Т.Мищенко с его предисловием и указателем, т. 1, кн.(-IV. М.,1885. Кн. II, п. 103, 104, с. 165), что не подтверждается ни антропологическими, ни лингвистическими данными. Версию Геродота разделяют Каллимакс (III в. до н.э.), Дионисий Периегет (II в.) и др, С ним не согласны Жан Шарден (Путешествие... т.1. Амстердам МДССХ1, с.41, на франц.яз.), Ротиер (полковник Ротиер. Путь от Тифлиса до Константинополя. Брюссель, 1829, с. 15-16); теорию об египетском происхождении колхов не разделяет грузинская историография (Очерки истории Грузии, т.1, Тб.,1970, с.312). За утверждением Геродота о происхождении колхов, видимо, кроется попытка самооправдания древних греков, обвиненных колхами в краже золотого руна, похищении Медеи и т.д. Чтобы оправдать себя, они могли создать миф: сначала финикийцы похитили гречанку Ио и увезли в Египет; египтяне отказались вернуть Ио грекам; наполненные чувством мести, греки (аргонавты) похитили у колхов ("родственников" египтян) Медею. Для придания большей достоверности высказанному мнению, Геродот добавляет: "Это так и согласно персам (египетское происхождение колхов - сост.), а не только грекам" (Геродот.Исследование. Кн. МУ. Текст перевел и снабдил аннотациями Андре Барге. Галлимард, 1985, с.212-213, на франц.яз. Приведенная цитата отсутствует в русском переводе ф.Мищенко). 5. Грузинское племя-сасперы//иберы (Очерки истории Грузии, т.1, Тб.,1989,с.217). 6. См.док. №№49, 66 и др. 7. Геродот несколько раз упоминает р.Араке,смешивая ее с реками Сыр-Дарья, Аму-Дарья (падает в Каспийское море по руслу Узбоя) и Волгой (Геродот. История в девяти книгах..., т. 1 .Указатель имен, с. 15; историки Греции, с.402, 404); исседоны жили на севере каспийских степей, но потеснив скифов, переместились к северу массагетов. 8. Согласно Геродоту, скифы занимали территорию от Истры (р.Дунай) до Танайса (р.Дон); киммеряне жили в Сарматии (док. №2, прим.4). 9. Крымский полуостров. 10. Недалеко от Ногайска на Азове. 11. См.док. №№49, 66 и др. 12. Геродот помещает будинов то по левой стороне Дона, то в соседстве с неврами, жившими правее от Днепра; Ф.Мищенко считает, что тексту Геродота больше всего соответствует локализация будинов между Волгой и Доном (Геродот. История в девяти книгах, т.1 .Указатель имен, с.38). Указание Геродота, что будины едят вшей (кн.4, п. 109), помогает при уточнении локализации будинов. Страбон указывает, что фтирофаги ("едящие вшей") вместе с другими народами сходились в Диоскуриаду (в Сухуми), а поблизости жили сваны (см.док. №8). Фл.Арриан (II в.) отмечает, что скифское племя - вшиеды, упомянутое Геродотом, проживало раньше между Пицундой и Гагрой (док. №13). Эти сведения повторяет и Аноним V века(док. №20). 13. Ф.Мищенко помещает фиссагетов (финикийское племя) в Д пространстве Волги и Камы, а Ф.Брун - между Донцом и Доном (Геродот. История в девяти книгах, т.1. Указатель имен, с.255). 14. Ф.Мищенко считает плешивых-аргиппеев - предками калмыков; обращает внимание то обстоятельство, что позже на территории современной Абхазии древние авторы упоминают апсилов (Плиний -1 в., док. №10 и др.) - "нелысых", "неплешивых" (см. еще историографию; док.№1, прим.2). 15. Тюркское слово (асхи, ахши, ачи); так называлось у поволжских башкир и татар кушанье из черешни, приготовлявшееся почти точно по описанию Геродота (Историки Греции, с.404). 16. Видимо, на языках эллинском, савроматов, будинов исседонов, ийрков, фиссагетов, аргиппеев (андрофагов, меланхленов??). 17. Мифические народы. 18. Переводчик и издатель Герадота Андре Барге пишет, что имеются данные о проживании "около Сухуми маленькой уцелевшей коммуны древних колхов, возможно африканского происхождения'^ Геродот. Исследование, кн.I-IV, с.503). При этом он не уточняет, о каких данных идет речь, может быть, имеются в виду кораксы ("вороны", т.е. черные, темнокожие жители?), называемые в литературе до Геродота (док. №№З,4). 19. Перечисляя страны и народы восточного Причерноморья, Геродот между Меотическим озером и Фазисом называет только Колхиду, что может служить еще одним аргументом в пользу принадлежности всей этой территории колхам (см.док. №2, прим.4 и др.). 20. См.док. №З и др.- Аполониос Родосский о Колхиде - из Аргонавтики
III век до н.э.
Аполлониос Родосский. Аргонавтика. Перевод, введение и примечания Г.Ф.Церетели. Тб., 1964, с.91,93, 133,135,137,211,225,247,267.
Песнь вторая
Там Дойанта поля, а от них недалеко три града.
Амазонок лежат, ниже наижалчайшие люди
На земле, что крепка и трудна для работы халибы.
Люди труда проживают, а заняты делом железным.
Рядом же с ними стадами богатые тибарены...
Возле же них моссинеки, соседи богаты лесами.
Материк населяют, а также и рядом подгорья.
В башнях себе деревянных обитель из древа устроив...
Этих людей преминув...
Остров пустой...
А за островом и за лежащим на супротив брегом
Племя филиров живет; за филирами выше макроны;
За макронами вновь племена - им числа нет -бехиров;
Возле них их соседи, сапири...
С ними смежны бизери, а выше ближайшими будут
Сами колхи, уже войнолюбцы. Вы же путь совершайте
На корабле, пока не войдете вы в позущье моря.
Там на твердой земле Китайдский, из гор Амарантов.
Из далекой дали, и по всей равнине Киркейской
Свой широкий ток в море водовортный льет Фазис.
И корабль к устью этой реки подгоняя твердыни
Вы Эита узрите китейского, так же Ареса
Рощу, тень где царит. Руно в ней на самой вершине
Дуба висит...
Арг, негодуя на то, что походом таким занялися...
Но Эит наделен - ужас! - злобностью лютой какою!
Поэтому и боюсь я ужасно за плаванье ваше.
Сказ есть: Гелию сын он! Повсюду ж кругом обитают
Колхов народы несчестные прямо...
Дальше макронов края и пространную землю бехиров
И саринов затем буйно-наглых они миновали,
И народ бизиров соседний. Все дальше и дальше
Мчались они, и несло их дыханье теплого ветра:
Вот уже пазущье Понта пред ними вдали показалось
И воздымались уже гор Кавказских отвесные кручи
Издали...
Вслед же за тем Анкей такое промолвил им слово:
"Прибыли мы к Колхиды пределам и к самому ус Фазиса..."2
Песнь четвертая
Ныне богиня, сама ты про помыслы и про страдания
Девы колхидской скажи мне, о муза, дщерь Зевса. Ведь ум мой
Недоумением волнуем большим, меж двух мыслей колеблясь,
То ли сказать про несчастья ее от любви безотрадной,
То ли про бегства позор, как страну она бросила колхов...
... Арг же вот что сказал, им желающим слушать:
Эя стоит и теперь еще твердо, и внуки живут в ней
Тех мужей, коих он насадил поселенцами Эй,
И хранят они от отцов столбы с письменами,
А на столбах начертаны те пути и пределы
Моря и суши пути для всех, кто вокруг света ездит...3
Тут обо всем, на вопросы давая ответ, рассказала,
На языке говоря на колхидском...
Да и Эйта нам презирать, как сейчас ты сказала,
Было бы не с руки... Никого нет владычней Эита,
И хоть живет далеко - коль захочет, пойдет на Элладу...4
Комментарий:
1. Аполониос Родосский (приблиз. 295-215 год до н.э.) -древнегреческий поэт и ученый. В Аргонавтике описаны события XIV века до н.э.
2. Никак нельзя согласиться с К.Кудрявцевым, утверждавшем вслед за П.Усларом, что аргонавты прибыли в Диоскурию, лежащую на месте Айя, что первые сведения об абхазах мы черпаем из мифического похода аргонавтов в страну колхов и т.д. (К.Кудрявцев. Указ.соч.,с.39, 41-42). Надо сказать, что еще Страбон, говоря о господствовавших над Диоскурией сванах (а не апсуа), о способах добывания ими золота, пишет, что отсюда возник миф о золотом руне (док. №8). Аппиан говорит о прибытии сюда диоскуров (Кастора и Полукса) вместе с аргонавтами (см.док, №№14, 24, 52). Никонор Александрийский писал :"Диоскурия есть город у Понта; она также называется Севастополем, а прежде называлась Айей" (СМОМПК, IV, 1884, с.213). В то же время, древние авторы почти в один голос утверждают, что аргонавты прибыли к устью Фазиса (р.Риони) в Айя - Нокалакеви (букв. бывший город) Сенакского района или г.Кутаиси (док. №№2. 3, 5, 9,10 и др.). Например, Пиндар (522-442 гг. до н.э.) пишет, что аргонавты доехали до р.Фазиса (СМОМПК, IV, 1884, с.710). Тот же Страбон отмечает, что и до сих пор еще указывают город "Айю" у реки Фазиса и все верят, что царь Айэт царствовал в Колхиде, где имя это до сих пор в употреблении. Волшебница Медея -историческое лицо (СМОМПК, IV, 1884, с.56).Лукан (39-65 гг. н.э.) приводит слова Помпея (106-48 гг. до н.э.):"Меня знают покоренные арабы, воинственные и дикие гениохи и колхи, известные тем, что у них было похищено "золотое руно" (СМОМПК,IV, 1884, с.114). Апполодор (140 г. до н.э.) и Юстин (130-170 гг. н.э.) пишуто том, что Язон и Медея вторично посетили Колхиду, оказав помощь Айэту в возвращении престола (СМОМПК, IV, 1884, с.53,172).
Разночтение у древних авторов, может быть, объясняется тем, что один из кораблей аргонавтов, как пишет Харакс Пергамский, сбился с пути и был унесен в Меотийское озеро. "Плывущие на нем Телх и Амфирт, возничие диоскуров поселились и стали там царствовать; от них тамошние жители получили название гениохов, от них же получил свое название город Диоскурия"(СМОМПК, IV, 1884, с.213). Упомянутые диоскуры - это Кастор и Полукс (см.док. №2, прим.5 и др.), которые спаслись в Колхиде, как пишет Павзаний Периегет - автор I века (там же, с. 131).
Кроме того, зная, что аргонавты бесспорно прибыли в Колхиду, одним из главных городов которой являлась Диоскурия, отдельные авторы отождествляли последнюю с Айя. Если даже аргонавты прибыли в Диоскурию, этим мало что меняется, ибо этот город являлся колхским, над ним господствовали грузины (сваны). Приняв даже версию о тождестве Диоскурии и Айя, нам придется согласиться с Т.Мибчуани, утверждающем, что миф о "золотом руне" связан со Сванетией (Т.Ш.Мибчуани. Из истории этногенеза, расселения и культуры западногрузинских горцев. Тб.,1989, с. 192-193), но никак не с апсуйцами, появившимися в указанных местах только в XVII в.
Сам автор аргонавтики довольно точно и недвусмысленно указывает место прибытия аргонавтов. Он с документальной точностью называет грузинские племена юго-восточного Причерноморья и также точно указывает, что аргонавты прибыли "к самому устью Фазиса", т.е. в ту часть Колхиды, которая называется Мегрелией. Ж.Потоцкий писал, что "Сказание о золотом руне, которое аргонавты решили искать в Мегрелии, муссируется до наших дней"(Ж. Потоцкий. Путешествие в степях Астрахани и Кавказа..., т.1. Париж, 1829, с.339, на франц.яз.). "Независимо от ученых трудов его(Г.Рауль Рошет- сост.), - писал П.Зубов, - заставивших не почитать более за басню экспедицию аргонавтов в Колхиду (Мингрелия и Имеретия), великолепные развалины, окружающие берега Риона (Фазис древних), на каждом шагу свидетельствуют о сильном, образованном народе, владевшем некогда сими местами"(Пл.Зубов. Картина кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель, ч.1, СПБ, 1834, с.10).
3. Первые сведения о грузинской письменности. См.Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Греческий текст с грузинским переводом, введением, комментариями и указателями снабдил Ак.Урушадзе. Тб., 1970, с.352-353 и др.
4. Автор Аргонавтики подтверждает, что Колхида являлась могущественным государством той древней эпохи, которая могла угрожать даже Элладе. Никто не мог помешать ей объединить родственные племена, зафиксированные на территории современной Абхазии. На северо-востоке Колхида граничила с Киммерианами (см.док.№2, прим. 2,4).
p
Комментариев нет:
Отправить комментарий