ВОТ ОТКУДА ИДЁТ ИМЯ РЕКА ИНГУРИ И ИМЯ АБХАЗИИ(აფხაზეთი) The apsû (также известный как abzu или engur) был названием для мифологического подземного пресноводного океана в Шумерской и аккадской мифологии. Озера, весны, реки, колодцы, и другие источники пресной воды, как думали, тянули их воду от apsЦ. Шумерский бог Энки (Земля на аккадском языке), как полагали, жил в apsЦ, так как прежде, чем людьми были созданы. Его жена Дамгалнуна, его мать Намму, его советник Изимуд и разнообразие подвластных существ, типа привратника Лахму, также жили в apsЦ. В городе Эриду, храм Энки был известен как E-abzu ("abzu храм") и был расположен на краю болота, apsЦ. [1] Определенные резервуары святой воды в вавилонских и ассирийских внутренних дворах храма также называли apsЦ или abzu. Типичный в религиозном мытье, эти резервуары могут быть расценены как предшественники к моющимся объединениям Исламских мечетей, или крестильного шрифта в христианских церквях. ApsЦ изображен как божество только в вавилонской эпопее создания, EnЦma Elish, из которых наша выживающая копия является от библиотеки Assurbanipal (умер 630BCE), но который является старше тысячелетием. В этой истории, он был основным быть сделанным из пресной воды и любителя к другому основному божеству, Tiamat, кто был существом воды соли. Enuma Elish начинается, "Когда выше" небеса еще не существовал, ни земля ниже, Apsu, которым пресноводный океан был там, "первое, виновник", и Tiamat, морское море, "она, кто переносил их всех;" они все еще "смешивали их воды, и никакая земля пастбища не была все же сформирована, ни даже болото тростника." Многие думают, что Abzu/Apsu или Engur/Enkur были оригинальным богословием, позже известным как Enki. Джозеф Кэмпбэл следует за господствующей тенденцией в социополитическом чтении: " такая мифология представляет фактическую историческую замену культа.... [2] главное намерение космической генеалогии состояло в том, чтобы произвести опровержение требований более раннего богословия в пользу богов и морального заказа позже. "В аккадские и нео-вавилонские времена, был Enki P.S. на Шумерском мифологии "Апсу" означает царство подземных вод, а владетеля этих царств зовут "Ингури" ---------------------------------- Псевдо Скилакс Кариандский1 о племенах восточного ПричерноморьяНе позже 485 г. до н.э.2 70. Азия начинается от реки''Танаиса (Дон - сост.) и первый азиатский народ в Понте-савроматы (букв: "ящерины очи" -сост.)3. Этим народом управляют женщины. 71. Соседи их меоты (приазовцы - сост.). 72. За местами следует народ синды; земля их простирается даже за [Азовское] море. По их стране следующие греческие города: Финагория, Кепы, Синдская гавань, Патус.4 73. За Синдской гаванью - народ керкеты.5 74. За керкетами - народ тореты (те же керкеты по анониму V в. - сост.), греческий город Торикос и гавань. 75. За торетами народ ахеи.6 76. За ахеями народ гениохи.7 77. За гениохами народ кораксы.8 78. За кораксами народ колике (колы Гекатея - сост.) 79. За ними народ меланхлены ("одетые в черную бурку" -сост.), у них есть Метазорис и река Египиос ("коршун" - сост.). 80. За меланхленами - телоны ("мытарствующие" - сост.)9 81. За этими же народ колхи, и город Диоскурия, и греческий город Тиенос и реки Тиенос и Херобин, Хорсос и Ариос, затем река Фазис и греческий город Фазис [г. Поти - сост. ]. Отсюда река Фазис - судоходная на 180 стадий до большого варварского города [Айа], откуда была Медея. Там и реки Рис, Изис, река Лестон и Апсар (Чорохи - сост.).10 82. За колхами - народ бизеры и реки Дарааном и Арион.11 83. За бизерами живет народ экехейрийцы ("спокойно живущие"- сост.). 84. За экехейрийцы - народ бехейры. 85. За бехейрами - макрокефалы ("длинноголовые" - сост.), гавань Псарон (Гисса - сост.) и греческий город Трабезонд (населенный по Ксенофонту колхами - сост). 86. За макрокефалами живут моссеники; у них есть гавань Зефирий ("западный" - сост.), греческий город Хойрадес и остров Ареса. Народ этот живет в горах. 87. За моссениками живут тибарены.12 88. За тибаренами - халибы; 13 у них защищенная гавань Генетес ("родоначальница" - сост.), греческий город Стаменея ("место"-сост.) и греческая крепость Язония. 89. За халибами следуют ассирийцы, река Фермодонт (южная граница колхов - сост.) и греческий город Фемискира.14 СМОМПК, вып.1У, Тифлис, 1884, с.10-12. Comment: №З. Псевдо Скилакс Кариандский о племенах восточного Причерноморья. Не позже 485 г. до н.э. 1. Древнегреческий автор (521-485 годы до н.э.). 2. Дата смерти автора. 3. Надо полагать, что савроматы - "ящерины очи"-принадлежали к монголоидной расе. 4. Западные и восточные районы современного Новороссийска. Патус - Бата Страбона. 5. Отождествление керкетов с черкесами, принятое в исторической наукe, не подтверждается их этимологией. греческого языка "керкет" переводится как "кормчий" (У. Папэ,Г.Бензелер. Словарь греческих личных имен,I. Брауншвейг, 1884, на греч, и немецком языках), с грузинского - "высокий, плотный мужчина" (Д.Чубинашвили.Указ.соч., с.604); а черкесы - "дорожные разбойники" (по-турецки; см.еще док. №1, прим.2; док. №65, прим.5 и др.). Не являются ли последние таварами, которым, как пишет Фредерик Дюбуа де Монперэ, Гомер дает прозвище лестригонов, что на греческом означает "пираты", "разбойники"? (Фр.Дюбуа де Монперэ. Путешествие вокруг Кавказа у черкессов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму, т.1. Перевод с французского Н.А.Данкевич-Пущиной. Сухуми, 1937, с.13). 6. См.Дионисий Периегет о народе ахеи (док. №12); тореты и керкеты - одно племя (док. №21). 7. Гениохи - букв. "возничие" от грузинского Цхени (лошадь)/ / гени (П.Ингороква. Георгий Мерчуле. Тб., 1954, с.178, на груз.яз.). По Хараксу Пергамскому, "гениохи и зихи... - потомки пелазгов (СМОМПК, 1884, IV, с.213). По Геланику (486-395 гг. до н.э.), "над керкетами живут мосхи и хариматы, над ними гениохи, а выше кораксы" (там же, с.25). См. еще док. №8, прим.4. 8.П.К.Услар писал: "У Скилакса кораксы (сваны) следуют за гениохами; по-видимому, это есть чисто греческое название, с легкой неправильностью означающее вороны" (П.К.Услар. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881; Д.Гулия. История Абхазии, т.1, Тифлис, 1925, с.66). Р.Бзыбь Вахушти называет Капоэтис Цкали (КЦ, IV, с.783-784). Капоэты означает "годовалую птицу" (Д.Чубинашвили. Указ.соч.,с.593). Дуглас У.фрешфилд пишет: "Я могу подсказать обозревателям, что в рассказе о путешествии Йо (дочь первого царя Аргоса-Инаха (док. N5 - сост.) на многое прольется свет, если древний Коракс - современный Бзыбь будет отождествлен с "Убристен Потамо или фендонимон" поэта (т.е. Публия Овидия Назона - римского поэта - (43 год до н.э. -17 год - сост.). (Р.У.736). "Коракс" является, конечно, оскорбительным словом в Афинах (ср.Кроксо - "каркаю"- сост.) и р.Бзыбь все еще остается страшной и непроходимой рекой на Черноморском побережье"(См. его - Исследование Кавказа, т.1, изд.П.Лондон, 1902, с.4, на англ.яз.). Не исключено, что греческий Коракс является интерпретацией Древнегрузинского капоэты (т.е. "капризный, злой, неприкасаемый, кричащий" - Словарь грузинских народных говоров. Составил А.А.Глонти. Тб.,1974, с.271). Ср.р.Цхенисцкали (вода лошади) Гиппос (лошадь по-греч.), р.Квирила (кричащая) Боас (крик по-греч.), Бзеби (самшит), Буксо (самшит на латинском и т.д. Позже р.Коракс была отождествлена с р.Кодори (Кастелли Ламберти - док. NN92, 93), но многие исследователи все же помещают Коракс, Кораксийскую стену в районе Бзыбь - Пицунда Картерон Тейхос (Д.Качарава, Г.Квиркелия. Города и поселения Причерноморья античной эпохи, с. 141). Издатели журнала "Музаион 2000"(Цюрих).Р.Штроил и другие предвзято изображая кавказцев изначальными врагами европейской и восточной цивилизаций, называют их кораксами т.е. воронами (Р.Штроил. Народы - вороны Кавказа. - "Музаион 2000".5.1993.). Такое название, по их (издателей журнала) произвольному утверждению, кавказцы получили поскольку, нападая постоянно на кельтов и ионийцев, якобы отнимали у них детей (вороны считаются хищниками гнезд других птиц), еще потому, что были "черными" (Константина З.Гамсахурдиа. Научно-популярный журнал "Музаион" о кавказцах. - Карду, 1996, М1, с.7-11,на груз.яз.). 9.Телоны, а также керкеты, ахеи, гениохи, кораксы, колы и меланхлены жили приблизительно от р.Кубани до г.Сухуми. Данная территория по древнегреческой, древнегрузинской, древнеармянской и древнеевропейской традициям (Фл.Дрриан, Аноним V века, Леонтий Мровели, Джуаншер, Эмидио Дортели д'Асколы, Вахушти, Ф.Брун док. NN13, 20, 39, 42, 86, 108, 176.) -колхидская. Следовательно, упомянутые племена являются картвельскими. 10.Таким образом, на земле колхов находятся города Диоскурия (Сухуми), Тиенос/Гиенос (Очамчире), Поти, Айя (Археополис// Нокалакеви или Кутаиси); реки Тиенос (Моквисцкали или Галидзга), Херобии (Енгури или Ерисцкали), Хорсос (Хобисцкали), Ариос (Циви?), Фазис (Риони), Рис (Супса?), Изис (Натанеби), Лестон (Кинтриши или Королисцкали и Апсар(Чорохи). Приведенные названия городов и рек - греческие (например, Диоскурия - "сын бога", Рис- "колея", "канавка", Лестон - "река разбойников", Апсарос - "сильная вода", "непятнистая" и т.д.). I стадия равняется 184,97 метра. 11. Бизери=Дизери Гекатея. Р.Дараан и Арион ("бравый", "грозный") ныне в Турции. 12. Г.Хиорадес - возле Керасунта; Ареса - совр. Керасунада. 13. Моссиники, тибарены, халиби (халкос="медь" по-греч .древние металлурги) - грузинские племена. 14. Согласно Вибию Секвестру (ок.У в.), р.Фермодонт (совр.Терме-су) "составляет границу между страной колхов и амазонок" (СМОМПК, IV, с.200); гор.Фемискира - у устья р.Терме-чай. ---------------------- Гекатей Милетский1 о колхидских племенах Причерноморья Не позже 480 года до н.э. 185. Кораксы, колхидское племя, по соседству с колами, коракская стена и страна кораксов.2 186. Колы, народ у Кавказа. Подножья Кавказа называются Колийскими горами. Страна колов.3 187. Гекатей рассказывает, что Фазис (Риони - сост.) впадает не в море (?- сост.). 188. Мосхи4, колхидское племя, сопредельное с матиенами. 189. Гионе, город матиенов, сопредельный с гордийцами. Жители этого города носят такую же одежду, как пафлагонцы. 190. Хои, племя, соседнее с бехеирами. На восточной границе хоев живут дизеры.5 191. Макроны, в настоящее время Санны.6 192. Мары7, племя, сопредельное с Моссинэками. 193. На восточной границе Тибаренов живут Моссинэки,8 у них находится город Хойрадес. 194. Тейрия, город левкосиров. 195. Халибы, народ, живущий у Понта, на Фермодонте.9 На юге к халибам примыкает Армения. 196. Стамена, город хапибов. 197. Германосса, местечко (колония) Трапезонта. 198. Патрасис, город у Понта. 199. Кросса, город у Понта... 212. Амазонион, так прежде называлась Кита, в которой жили амазонки. СМОМПК, IV, Тифлис, 1884, с.8-9. ----------------------------- koment: Гекатей Милетский о колхидских племенах Причерноморья. 480 год до н.э. 1. Древнегреческий логограф (VI-V вв. до н.э.). 2. К.Кудрявцев ошибочно считает, что кораксы ("вороны" - их жилища по утесам напоминали гнезда воронов, пишет К.Кудрявцев) Гекатея "без всяких колебаний" являются кодорцами (дальцы, цебельдинцы - апсуйцы), а Коракская стена также ошибочно отождествлена с Келасурской стеной (К.Кудрявцев. Сборник материалов по истории Абхазии. Сухуми, 1926, с.28-29, 53). В то же время Коракская стена локализуется в районе Гагра-Пицунда (док. МЗ, прим.8 и др.). По мнению П.Услара, кораксы -шапсуги или убыхи (см. Кудрявцев. Указ.соч., с.53), другие считают его древнеабхазским племенем (Очерки истории Абхазской АССР, ч.1, Сухуми, 1960, с.34-36). Они игнорируют сведения Гекатея о том, что "кораксы, колхидское (т.е. грузинское - сост.) племя". Позже р.Коракс отождествлялась с р.Кодори (Кастелли, Ламберти). См.еще док. №179, прим.9. 3. Колы проживали южнее кораксов, т.е.южнее Гагры -Пицунды. П.Ингороква считает их мисимианами, а последних-мегрело-сванским племенем.(П.Ингороква. Георгий Мерчуле, с.143-145). Название колы, возможно, происходит от мегрело-сванского коль, т.е. "стрекоза". Возможно, такое название (по примеру кораксов) племя получило из-за того, что строило высокие башни (сванские) с труднодоступным входом. 4. Мосхи - картвельское племя. 5. Те же бизеры (см.Псевдо Скилакс Кариандский). 6. Макроны - "великаны". "Макроны - могущественный и красивейший народ Кавказа, обитающий на северо-восточном берегу Понта (Абхазии)", считает И.МорганИ.Морган. Научная миссия на Кавказе, археологические и исторические изыскания, т.1, Париж, 1889, с.197, на франц.яз.). На самом деле макроны, те же санны (чаны) - колхское (картвельское) племя, проживающее севернее г.Ризе. 7. Мары - картвельское племя. 8. Моссинэки - картвельское племя, 9. Современная река Терме-Су в Турции. ----------------------------------------
Геродот1 о Колхиде, о народах Кавказа и северовосточного Причерноморья Не позже 424 г. до н.э.2 Книга I 2. Таким то образом Ио прибыл в Египет.., это было первым началом обид.3 После сего некоторые эллины,... прибыв, говорят, в финикийский Тир, похитили царевну Европу и сим образом воздали обидою за обиду. А потом и второй обиде виновниками стали эллины: ибо, приплыв на длинном корабле в Эю Колхидскую на реку Фасис (Риони - сост.) и исполнив прочие дела, для коих прибыли, похитили они оттуда царевну Медею.4 Когда же царь Колхидский послал в Элладу глашатая просить удовлетворения за похищение и требовать дочь обратно, эллины отвечали, что как им никакого удовлетворения не сделано за похищение аргивской Ио, то и они того не сделают. 104. От Меотического озера (Азовское море - сост.) до реки Фасиса и колхидян считается 30 дней пути для доброго путника, от Колхиды же до Мидии не более того, и один только народ между ними, саспиры,5 а прошед их страну, очутишься в Мидии... 201. ... Сей народ (массагеты - сост.),6 почитаемый великим и мужественным, обитает к востоку солнца за рекою Араксом, супротив исседонов.7 Некоторые говорят, что массагеты суть народ скифский. 202. Об Араксе же иные говорят, что он более, иные - что менее Истра (Дунай - сост.) ... А река Аракс вытекает из гор матиенских.., устьев же она имеет сорок, но все они кроме лишь одного теряются в болотах и топях... Одно лишь устье Аракса, не смешиваясь с болотами, течет в Каспийское море... От сего моря на запад простирается Кавказ, из всех гор пространнейший и высочайший. В том Кавказе народы живут многоразличные, а питаются большею частью от диких плодов... 204. Сей Кавказ облегает названное Каспийское море с запада; к востоку же солнца простирается равнина необозримой обширности. Сей-то великой равнины немалую часть занимают те массагеты... Книга IV 11. ... Говорят, что скифы - пастыри, обитавшие в Азии, быв оттуда во время войны с массагетами вытеснены, перешли через реку Араке и пришли в землю Киммерийскую, ибо киммерянам в древние времена принадлежала сия страна, ныне занимаемая скифами...8 20. За Герром (р. Самара - прим. к док.) находятся так называемые Царские земли, где живут благороднейшие и многочисленнейшие скифы, почитающие прочих скифов своими рабами. Расселяются они к югу от Таврики,9 к востоку до того рва, который прокопали рожденные от слепых, и до торжища при Меотийском озере (Азовское море - сост.), именуемого Кремнами,10 частью же прилежат к реке Танаису (Дон - сост.). Выше царских скифов к северу обитают меланхлены, народ чужой и не скифский; выше же меланхленов болота и безлюдье, насколько нам известно. 21. По ту сторону реки Танаиса земля уже не скифская, но первая из стран савроматов.11 Сей народ занимает землю от меотийской впадины к северу на 15 дней пути, всю лишенную как диких, так и садовых дерев. Выше сих савроматов во второй стране сей живут будины,12 населяющие землю, изобильную всяким лесом. 22. А повыше будинов к северу сперва простирается безлюдье на семь дней пути, далее же, поворотя более к востоку, живут фиссагеты,13 народ многочисленный и особый, питающийся звериною ловлею. В смежности с ними в сих же самых местах живут так называемые иирки... А еще выше сих народов к востоку живут другие скифы, отложившиеся от скифов царских и перешедшие в сии места. 23. До страны сих скифов вся описанная мною земля плоска и тучна; оттоле же идет каменистая и неровная. Если пройти великое пространство сей неровной земли, то у подошвы высоких гор, как сказывают, обитают люди, кои все от рождения плешивые,14 как мужчины, так и женщины, плосконосы и с большими подбородками; язык-они употребляют особенный, а одежду скифскую. Питаются они древесными плодами. Дерево, коим они живут, называется "понтик", величиною оно почти со смоковницу, плод носит похожий на боб и имеющий ядро; когда сей плод созреет, то процеживают его сквозь ткань и вытекающий из плода ,густой и черный сок, называемый "асхи",15, лижут и пьют, смещав с молоком, а из отжимков делают лепешки и едят. Скота у них немного, потому что пажити здесь не хороши. Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседов своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, тому никто не причиняет обиды; имя же сему народу - аргиппеи. 24. До страны сих плешивых и народов, впереди их живущих, земля достаточно известна... Скифы же, посещающие сих людей, производят с ними дела посредством семи переводчиков на семи языках.16 25. Доселе, стало быть земля известна; но что находится выше сего плешивого народа, о сем никто ничего достоверного сказать не может, ибо путь туда пресечен высокими горами, коих никто не переходил. Плешивые же сии говорят, чему впрочем, я не верю, будто на сих горах живут люди козьеногие,17 а прошед их, другие люди, которые спят по шесть месяцев, чего я и вовсе принять не могу. Страна же, лежащая от аргиппеев на восток и обитаемая исседонами, известна достаточно; неизвестна лишь лежащая выше на север, кроме разве того, что о ней сказывают аргиппеи и исседоны. 26. ... Впрочем же, исседоны почитаются народом справедливым; и женщины у них имеют власть, равную с мужчинами. Стало быть, и сей народ известен. 27. Выше сего народа, как сказывают сами исседоны, живут люди одноглазые и грифы-злотохранители;17 от исседонов сей рассказ переняли скифы, а от скифов мы, и называем мы их по-скифски "аримаспами", ибо у скифов "арима" значит "один", а "спу" - "глаз". 28. Во всей описанной здесь стране бывает столь жестокая зима, что восемь месяцев продолжаются несносные морозы... Замерзает даже море и весь Боспор Киммерийский (Керченский пролив - сост.)... 37. Персы в Азии обитают у южного моря, называемого Черным; выше к северу от них живут мидиане, от мидиан саспиры, от саспиров колхи,18 обитающие у северного моря, в которое впадает река Фасис: так сии четыре народа простираются от моря до моря.19 38. К западу от сих народов протягиваются в море два мыса, каковые я и опишу. Первый мыс, начинаясь на севере от Фасиса, простирается в море по Понту (Черное море - сост.) и Геллеспонту троянского Сигея, а на юге, начинаясь от Мириандрского залива, что возле Финикии, простирается в море до оконечности Триопии; населяют сей мыс 30 народов. 39. Второй мыс, начинаясь от персов, ... идет вдоль нашего моря по Сирии Палестинской к Египту, где и оканчивается; населяют его только три народа. 40. Таково протяжение Азии к западу от персов. К востоку же от персов, мидян, саспиров и колхов простирается Черное море; а к северу - Каспийское море и река Араке, текущая к восходу солнца... 106. Андрофаги из всех народов имеют нравы лютейшие, не признавая никакой правоты и никакого закона. Они суть кочевники, одежду носят подобную скифской, язык имеют особливый и один из сих народов питается человеческим мясом. 107. Меланхлены все носят черные ризы,20 отчего и получили название свое, обыкновения же у них скифские. 108. Будины суть народ великий и многочисленный, голубоглазый и красноволосый. У них есть город деревянный по имени Гелон... Ибо гелоны по происхождению своему суть эллины, изгнанные из торжищ своих и поселившиеся у будинов; язык у них частию скифский, частию же эллинский. 109. Равно и образом жизни гелоны с будинами не схожи: будины, будучи природными тамошними жителями, суть народ кочующий и один из всех народов страны сей едят вшей; гелоны же возделывают землю, едят хлеб, имеют сады и нимало не походят на будинов ни образом своим, ни цветом лица. Однако эллины и будинов называют гелонами, хотя неправильно... Историки Греции. М., 1976, с. 27-28; 100-136. ------------------------------------------------------------------ koment: Геродот о Колхиде, о народах Кавказа и северовосточного Причерноморья. Не позже 424 года до н.э. 1. Великий греческий историк (ок.484-425 годы до н.э.). 2. Дата смерти автора. 3. Прибывшие в Аргос ("в стране, ныне называемой Элладою" - Геродот) финикийские торговцы похитили дочь местного царя Инаха по имени Ио и увезли ее в Египет (Историки Греции, с.27). 4. См.док. №2.Геродот высказывает мнение об египетском происхождении колхов (см.его. "История в девяти книгах. Перевод с греческого Ф.Т.Мищенко с его предисловием и указателем, т. 1, кн.(-IV. М.,1885. Кн. II, п. 103, 104, с. 165), что не подтверждается ни антропологическими, ни лингвистическими данными. Версию Геродота разделяют Каллимакс (III в. до н.э.), Дионисий Периегет (II в.) и др, С ним не согласны Жан Шарден (Путешествие... т.1. Амстердам МДССХ1, с.41, на франц.яз.), Ротиер (полковник Ротиер. Путь от Тифлиса до Константинополя. Брюссель, 1829, с. 15-16); теорию об египетском происхождении колхов не разделяет грузинская историография (Очерки истории Грузии, т.1, Тб.,1970, с.312). За утверждением Геродота о происхождении колхов, видимо, кроется попытка самооправдания древних греков, обвиненных колхами в краже золотого руна, похищении Медеи и т.д. Чтобы оправдать себя, они могли создать миф: сначала финикийцы похитили гречанку Ио и увезли в Египет; египтяне отказались вернуть Ио грекам; наполненные чувством мести, греки (аргонавты) похитили у колхов ("родственников" египтян) Медею. Для придания большей достоверности высказанному мнению, Геродот добавляет: "Это так и согласно персам (египетское происхождение колхов - сост.), а не только грекам" (Геродот.Исследование. Кн. МУ. Текст перевел и снабдил аннотациями Андре Барге. Галлимард, 1985, с.212-213, на франц.яз. Приведенная цитата отсутствует в русском переводе ф.Мищенко). 5. Грузинское племя-сасперы//иберы (Очерки истории Грузии, т.1, Тб.,1989,с.217). 6. См.док. №№49, 66 и др. 7. Геродот несколько раз упоминает р.Араке,смешивая ее с реками Сыр-Дарья, Аму-Дарья (падает в Каспийское море по руслу Узбоя) и Волгой (Геродот. История в девяти книгах..., т. 1 .Указатель имен, с. 15; историки Греции, с.402, 404); исседоны жили на севере каспийских степей, но потеснив скифов, переместились к северу массагетов. 8. Согласно Геродоту, скифы занимали территорию от Истры (р.Дунай) до Танайса (р.Дон); киммеряне жили в Сарматии (док. №2, прим.4). 9. Крымский полуостров. 10. Недалеко от Ногайска на Азове. 11. См.док. №№49, 66 и др. 12. Геродот помещает будинов то по левой стороне Дона, то в соседстве с неврами, жившими правее от Днепра; Ф.Мищенко считает, что тексту Геродота больше всего соответствует локализация будинов между Волгой и Доном (Геродот. История в девяти книгах, т.1 .Указатель имен, с.38). Указание Геродота, что будины едят вшей (кн.4, п. 109), помогает при уточнении локализации будинов. Страбон указывает, что фтирофаги ("едящие вшей") вместе с другими народами сходились в Диоскуриаду (в Сухуми), а поблизости жили сваны (см.док. №8). Фл.Арриан (II в.) отмечает, что скифское племя - вшиеды, упомянутое Геродотом, проживало раньше между Пицундой и Гагрой (док. №13). Эти сведения повторяет и Аноним V века(док. №20). 13. Ф.Мищенко помещает фиссагетов (финикийское племя) в Д пространстве Волги и Камы, а Ф.Брун - между Донцом и Доном (Геродот. История в девяти книгах, т.1. Указатель имен, с.255). 14. Ф.Мищенко считает плешивых-аргиппеев - предками калмыков; обращает внимание то обстоятельство, что позже на территории современной Абхазии древние авторы упоминают апсилов (Плиний -1 в., док. №10 и др.) - "нелысых", "неплешивых" (см. еще историографию; док.№1, прим.2). 15. Тюркское слово (асхи, ахши, ачи); так называлось у поволжских башкир и татар кушанье из черешни, приготовлявшееся почти точно по описанию Геродота (Историки Греции, с.404). 16. Видимо, на языках эллинском, савроматов, будинов исседонов, ийрков, фиссагетов, аргиппеев (андрофагов, меланхленов??). 17. Мифические народы. 18. Переводчик и издатель Герадота Андре Барге пишет, что имеются данные о проживании "около Сухуми маленькой уцелевшей коммуны древних колхов, возможно африканского происхождения'^ Геродот. Исследование, кн.I-IV, с.503). При этом он не уточняет, о каких данных идет речь, может быть, имеются в виду кораксы ("вороны", т.е. черные, темнокожие жители?), называемые в литературе до Геродота (док. №№З,4). 19. Перечисляя страны и народы восточного Причерноморья, Геродот между Меотическим озером и Фазисом называет только Колхиду, что может служить еще одним аргументом в пользу принадлежности всей этой территории колхам (см.док. №2, прим.4 и др.). 20. См.док. №З и др. -------------------------------------- Аполониос Родосский о Колхиде - из Аргонавтики III век до н.э. Песнь вторая Там Дойанта поля, а от них недалеко три града. Амазонок лежат, ниже наижалчайшие люди На земле, что крепка и трудна для работы халибы. Люди труда проживают, а заняты делом железным. Рядом же с ними стадами богатые тибарены... Возле же них моссинеки, соседи богаты лесами. Материк населяют, а также и рядом подгорья. В башнях себе деревянных обитель из древа устроив... Этих людей преминув... Остров пустой... А за островом и за лежащим на супротив брегом Племя филиров живет; за филирами выше макроны; За макронами вновь племена - им числа нет -бехиров; Возле них их соседи, сапири... С ними смежны бизери, а выше ближайшими будут Сами колхи, уже войнолюбцы. Вы же путь совершайте На корабле, пока не войдете вы в позущье моря. Там на твердой земле Китайдский, из гор Амарантов. Из далекой дали, и по всей равнине Киркейской Свой широкий ток в море водовортный льет Фазис. И корабль к устью этой реки подгоняя твердыни Вы Эита узрите китейского, так же Ареса Рощу, тень где царит. Руно в ней на самой вершине Дуба висит... Арг, негодуя на то, что походом таким занялися... Но Эит наделен - ужас! - злобностью лютой какою! Поэтому и боюсь я ужасно за плаванье ваше. Сказ есть: Гелию сын он! Повсюду ж кругом обитают Колхов народы несчестные прямо... Дальше макронов края и пространную землю бехиров И саринов затем буйно-наглых они миновали, И народ бизиров соседний. Все дальше и дальше Мчались они, и несло их дыханье теплого ветра: Вот уже пазущье Понта пред ними вдали показалось И воздымались уже гор Кавказских отвесные кручи Издали... Вслед же за тем Анкей такое промолвил им слово: "Прибыли мы к Колхиды пределам и к самому ус Фазиса..."2 Песнь четвертая Ныне богиня, сама ты про помыслы и про страдания Девы колхидской скажи мне, о муза, дщерь Зевса. Ведь ум мой Недоумением волнуем большим, меж двух мыслей колеблясь, То ли сказать про несчастья ее от любви безотрадной, То ли про бегства позор, как страну она бросила колхов... ... Арг же вот что сказал, им желающим слушать: Эя стоит и теперь еще твердо, и внуки живут в ней Тех мужей, коих он насадил поселенцами Эй, И хранят они от отцов столбы с письменами, А на столбах начертаны те пути и пределы Моря и суши пути для всех, кто вокруг света ездит...3 Тут обо всем, на вопросы давая ответ, рассказала, На языке говоря на колхидском... Да и Эйта нам презирать, как сейчас ты сказала, Было бы не с руки... Никого нет владычней Эита, И хоть живет далеко - коль захочет, пойдет на Элладу...4 Аполлониос Родосский. Аргонавтика. Перевод, введение и примечания Г.Ф.Церетели. Тб., 1964, с.91,93, 133,135,137,211,225,247,267. -------------------------------- koment: №6 Аполониос Родосский о Колхиде - из Дргонавтики. III век до н.э. 1. Аполониос Родосский (приблиз. 295-215 год до н.э.) -древнегреческий поэт и ученый. В Аргонавтике описаны события XIV века до н.э. 2. Никак нельзя согласиться с К.Кудрявцевым, утверждавшем вслед за П.Усларом, что аргонавты прибыли в Диоскурию, лежащую на месте Айя, что первые сведения об абхазах мы черпаем из мифического похода аргонавтов в страну колхов и т.д. (К.Кудрявцев. Указ.соч.,с.39, 41-42). Надо сказать, что еще Страбон, говоря о господствовавших над Диоскурией сванах (а не апсуа), о способах добывания ими золота, пишет, что отсюда возник миф о золотом руне (док. №8). Аппиан говорит о прибытии сюда диоскуров (Кастора и Полукса) вместе с аргонавтами (см.док, №№14, 24, 52). Никонор Александрийский писал :"Диоскурия есть город у Понта; она также называется Севастополем, а прежде называлась Айей" (СМОМПК, IV, 1884, с.213). В то же время, древние авторы почти в один голос утверждают, что аргонавты прибыли к устью Фазиса (р.Риони) в Айя - Нокалакеви (букв. бывший город) Сенакского района или г.Кутаиси (док. №№2. 3, 5, 9,10 и др.). Например, Пиндар (522-442 гг. до н.э.) пишет, что аргонавты доехали до р.Фазиса (СМОМПК, IV, 1884, с.710). Тот же Страбон отмечает, что и до сих пор еще указывают город "Айю" у реки Фазиса и все верят, что царь Айэт царствовал в Колхиде, где имя это до сих пор в употреблении. Волшебница Медея -историческое лицо (СМОМПК, IV, 1884, с.56).Лукан (39-65 гг. н.э.) приводит слова Помпея (106-48 гг. до н.э.):"Меня знают покоренные арабы, воинственные и дикие гениохи и колхи, известные тем, что у них было похищено "золотое руно" (СМОМПК,IV, 1884, с.114). Апполодор (140 г. до н.э.) и Юстин (130-170 гг. н.э.) пишуто том, что Язон и Медея вторично посетили Колхиду, оказав помощь Айэту в возвращении престола (СМОМПК, IV, 1884, с.53,172). Разночтение у древних авторов, может быть, объясняется тем, что один из кораблей аргонавтов, как пишет Харакс Пергамский, сбился с пути и был унесен в Меотийское озеро. "Плывущие на нем Телх и Амфирт, возничие диоскуров поселились и стали там царствовать; от них тамошние жители получили название гениохов, от них же получил свое название город Диоскурия"(СМОМПК, IV, 1884, с.213). Упомянутые диоскуры - это Кастор и Полукс (см.док. №2, прим.5 и др.), которые спаслись в Колхиде, как пишет Павзаний Периегет - автор I века (там же, с. 131). Кроме того, зная, что аргонавты бесспорно прибыли в Колхиду, одним из главных городов которой являлась Диоскурия, отдельные авторы отождествляли последнюю с Айя. Если даже аргонавты прибыли в Диоскурию, этим мало что меняется, ибо этот город являлся колхским, над ним господствовали грузины (сваны). Приняв даже версию о тождестве Диоскурии и Айя, нам придется согласиться с Т.Мибчуани, утверждающем, что миф о "золотом руне" связан со Сванетией (Т.Ш.Мибчуани. Из истории этногенеза, расселения и культуры западногрузинских горцев. Тб.,1989, с. 192-193), но никак не с апсуйцами, появившимися в указанных местах только в XVII в. Сам автор аргонавтики довольно точно и недвусмысленно указывает место прибытия аргонавтов. Он с документальной точностью называет грузинские племена юго-восточного Причерноморья и также точно указывает, что аргонавты прибыли "к самому устью Фазиса", т.е. в ту часть Колхиды, которая называется Мегрелией. Ж.Потоцкий писал, что "Сказание о золотом руне, которое аргонавты решили искать в Мегрелии, муссируется до наших дней"(Ж. Потоцкий. Путешествие в степях Астрахани и Кавказа..., т.1. Париж, 1829, с.339, на франц.яз.). "Независимо от ученых трудов его(Г.Рауль Рошет- сост.), - писал П.Зубов, - заставивших не почитать более за басню экспедицию аргонавтов в Колхиду (Мингрелия и Имеретия), великолепные развалины, окружающие берега Риона (Фазис древних), на каждом шагу свидетельствуют о сильном, образованном народе, владевшем некогда сими местами"(Пл.Зубов. Картина кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель, ч.1, СПБ, 1834, с.10). 3. Первые сведения о грузинской письменности. См.Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Греческий текст с грузинским переводом, введением, комментариями и указателями снабдил Ак.Урушадзе. Тб., 1970, с.352-353 и др. 4. Автор Аргонавтики подтверждает, что Колхида являлась могущественным государством той древней эпохи, которая могла угрожать даже Элладе. Никто не мог помешать ей объединить родственные племена, зафиксированные на территории современной Абхазии. На северо-востоке Колхида граничила с Киммерианами (см.док.№2, прим. 2,4). -------------------------- Калимакс1 о халибах и колхидском языке Не позже 240 года до н.э.2 II. 373. Хсхлибы - скифское племя; в земле их добывается железо; они получили свое имя от Халиба, сына Арея. Фр.1022. Полы (P o l a i ) есть город в Эпире; основан он колхами, преследовавшими Медею, Не поймав ее и спасаясь гнева Айэта, колхи поселились там и основали город, который на колхидском языке значит "беглецы". СМОМПК, IV, Тифлис, 1884, с.43-44. --------------------------- koment: Каллимакс о халибах и о колхидском языке. Не позже 240 года до н.э. 1. Древнегреческий поэт и ученый (приблиз. 300 - ок.240 годы до н.э.). 2. Приблизительная дата смерти автора. 3. Халибы - грузинское племя. Скифами древние авторы называли как собственно скифов, так и их соседей, "края в сторону Скифии". Поэтому к Скифии относили не только халибов (Вергилий - Георгика, т.1, с.55-56 и др.), но и всю Колхиду и даже Армению. 4. Эти сведения повторяет и Страбон (География в 17 книгах... М., 1964, с.54). Возникает вопрос: означает ли "Пола" на колхском (мегрельском) языке "беглеца"? Да, означает. Если подменить греческий П("пи") на Р ("ро"), получаем "рола" - "рула", т.е. "бежать" (надо полагать, что, по вине переписчиков, как это часто наблюдается у древних авторов, или по другим причинам "рола" трансформировалась со временем в "пола". Этот факт еще раз показывает, что аргонавты прибыли и имели сношения с мегрелами (грузинами), а не абхазами (апсуйцами) - см.док. №6, прим.2. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий