Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 7 апреля 2011 г.

АПСУА И АПСНЫ?!(древние источники об Абхазии )ПРОДОЛЖЕНИЕ

Агафий Миринейский
О ЦАРСТВОВАНИИ ЮСТИНИАНА
5. Лазы - народ очень многочисленный и воинственный. Они властвуют над многими другими племенами. Гордясь старым названием колхов, они сверх меры себя возвеличивают и, может быть, не совсем без основания. Среди народов, находящихся под чужой властью, я не видел никакого другого, столь знаменитого, так осчастливленного избытком богатств, множеством подданных, удобным географическим положением, изобилием необходимых продуктов, благопристойностью и прямотою нравов. Впрочем, в старину жители [Лазики] были совершенно незнакомы с благами, которые приносит море, они не слышали даже названия корабль, пока туда не прибыл известный [корабль] Арго. В настоящее же время колхи совершают морские путешествия, когда это возможно, и извлекают выгоду из торговли. Их, наконец, никак нельзя назвать варварами и не так они живут, но общением с римлянами они приведены к гражданственности и законному порядку. Так что если отбросить «медных быков» [легенды], рождение людей землей и прочие баснословные и невероятные сказки, которые выдуманы поэтами об Айете, то настоящее положение вещей там можно признать гораздо лучшим, чем раньше.[56] Таковы лазы.

--------------------------------
Вардан Вардапет о грузинском происхождении "абхазских царей".
XIII в.

Всеобщая история Вардана Великого с примечанием и приложениями Н.Эмина, М., 1861, с.115-116.


--------------------------------------------------------------------------------

В истории иверийских царей, относительно их говорится, что Торгом(ос) пришел в Айраратскую область с восемью сыновьями своими, из которых трое, а именно - Хайос, Картлос и Кокасос ознаменовав себя подвигами, завладели странами, которые они назвали своими именами: Хайк, Картль и Кокось2, они господствовали [над странами], начиная от Понтийского моря (Черного моря - сост.) до моря Каспи-йского до времени Михрана3 и внука его, Арбока", который привел себе жену парфянку из Партава, по имени Саак-духт. Будучи бесплодна, она уверовала во Христа, который даровал ей сына Вахтанга, прозванного Гург-асланом5, потому что он носил на шлеме своем изображение волка и льва. Он имел в супружестве дочь императора Льва6 и от него происходят (!- сост.) цари до Тевмоса7, которого ослепил Абас. После него Баграт, сын Гургена, сына Ашота Милостивого, царствовал надАп'хазами3. Это по рассказу иерея Мхитара.

Комментарий:

Армянский ученый XIII века.
См об этом док №39
Михран - сын сасанидского шаха, которого посадили на престол Хартли, по-грузински Мириан (265-342 гг.). В документе речь идет о дедушке отца Вахтанга Горгасали (446-502 гг.). Им был Мирдат1У(408-410гг.).
По документу, отец Вахтанга Горгасали, т.е. преемник Арчила I и его сын Мирдат V (434-446 гг.).
Вахтанг I Горгасали (446-502). См.ещедок. № 42.
См.док. №42, прим.6.
Феодосии слепой (975-978 гг.), последний царь Абхазского (западногрузинского) царства.Баграт III (970//975-1014 гг.) - царь объединенной Грузии, сын Гургена (994-1008 гг.), царь царей.

----------------------------------------
--
Мхитар Айраванец об этнониме "абхаз"
Конец XIII в.

Мхитар Айраванеци. Хронографическая история. Перевод с древнеармянского, предисловие, примечания и указатели Л.С. Давлианидзе-Татишвили. Тб., 1990, с.74, на груз.яз.

Царь Смбат Тиезеракаль2 построил город Аниси, что означает "заботу". Он пленил султана и приказал тачикам3 носить косы подобно женщинам. Он также взял в плен грузинского царя Деметрэ4 и по ладони многих грузин нанес черты, в связи с чем их назвали абхазами.5

Комментарий:

1. Армянский хронограф (ок. 1230/35-1300/05 гг.).

2. Армянский царьСмбат I (890-914 гг.). См.док. №43.

3. Тачиками назывались арабы или турки (Сулхан-Саба Орбелиани. Грузинский словарь, т.1,Тб.,1991, с.302); зд.имеются в виду арабы.

4. Во времена царя Смбата в Грузии не было царя по имени Деметрэ. Вероятно, речь идет о царе егерском//лазском//абхазском Константине III (893-922 гг.). В документе имеются в виду события 913 года. См. еще док. №43 ы

5. Разумеется этноним "Апхаз" не происходит от армянских слов: "ап"(ладонь) и "хаз" (черта). Это народная этимология. Мхитар Айраванец лишь пытается своеобразно объяснить происхождение второго названия грузин. В данном сообщении заслуживает внимание то обстоятельство, что по средневековой армянской традиции абхазы являются грузинами. Она так прочно установилась, что Мх.Айраванец вдался даже в этимологические изыскания и стал выяснять вопрос о происхождении второго названия северных соседей. Он без сомнения знал бы, если в XIII веке (да и раньше) апсуйцы или иной негрузинский народ назывался бы абхазами. В таком случае армянский хронограф не стал бы называть грузин абхазами
.

--------------------------------------
Плиний1 о племенах Колхиды и о предках абхазов(апсуа)
Не позже 79 года 2
VI, IV, 14. По ту сторону Трапизона начинается [владение] племени арменохалибов3, а дальше,за 30 миль - Большая Армения. На побережье, не доходя до Трапизона, протекает река Пиксит;4 за Трапизоном [живут] возничие санны (гениохи)5 и р. Абсар6 с одноименной крепостью в ущелье на расстоянии 140 миль от Трапизона. Позади гор этих местностей - Иберия, а на побережье [живут племена]: возничие (гениохи), амфитаи7 и лазы. [Там же] реки: Акампсеон8, Исис, Могр и Бати9, колхидские племена, город Матии, река Геракла и одноименный мыс и река Фазис10, известная в Причерноморском регионе. Она течет среди мосхов и является судоходной для любого корабля на протяжении 38,5 миль, а намного дальше она лишь для маленьких кораблей. На ней перекинуто 120 мостов. Здесь было множество городов [построенных] на берегах реки [Фазиса]. Среди них самые знаменитые: Тиндарида, Сиркеум, Сугнум у самого устья Фазис. Хотя наиболее известной явилась Эя (Айа)11, за 15 миль от моря, где два очень широких притока соединяются с Фазисом на противоположном направлении. Эти притоки – Гиппос12 и Кианей. В настоящее время [вдоль р.Фазиса] существует лишь один город Сурий, принявший свое название от реки, впадающей [в реку Фазис], по отношению к которой, мы сказали, что она судоходна для широких кораблей. Существуют также другие притоки, значительные по своим размерам и объему. Среди них - Глаукус; после устья р.Абсар следует другая река - Хариен,13 народ салты, прозванные шишкоедами (фтирофагами) от древних авторов,14 другое племя - саны15, река Хоб, которая берет начало в Кавказских горах и течет через землю сванов;16 затем р. Роан17, земля Сегритик18, реки: Зигана, Тарсос, Астельеф и Хрисороас,19 племя абсилов20, крепость Севастополь2' в 100 000 шагов от Фазиса, племя санигов, 22 город Цигн, река и город Пении 23, и далее племена возниц (гениохов), имеющих разные названия...

VI, V, 17. Ниже находится Черноморский район, именуемый Колика.24 Возвышаясь над ним, Кавказская горная цепь изгибается вокруг Рипийских гор25, как было нами выше сказано; одна часть наклоняется к Черному морю и Азовскому морю, а другая часть - к Каспийскому или Гирканскому морю. Племена, занимающие почти весь остальной берег - одетые в черную бурку (меланхлены) и кораксы26, с колхидским городом Диоскурия на реке Антемунта,27 ныне необитаемый (пустынный), но некогда настолько известный, что, по словам Тимосфена, 300 племен, говорившие на различных языках, находили прибежище в нем, а впоследствии римские купцы вели там производство дел с помощью 130 переводчиков.28 Некоторые полагают, что Диоскурия была основана возницами Кастора и Поллукса -Амфитеем и Телхием, от которых, как хорошо известно, происходит племя возниц (гениохов)29. Город Гераклий лежит в 100 милях от Диоскурии и в 70 милях от Себастополя. (Сухуми -сост.). Здешние племена следующие: ахеи, марды и керкеты, а затем серры и цефалотамы.30 Внутри этого региона лежит довольно богатый город Питиунт (Пицунда - сост.), который был разграблен гениохами (возницами). Позади Питиуса - эпагериты, сарматское племя у горной цепи Кавказа, а после них -савроматы.31

VI, XV, 37-38. Агриппа32 говорит, что Каспийское море и окружающие его народы, включая Армению, граничат на востоке с Китайским океаном33, на западе - с горной цепью Кавказа, на юге - с Таврией, а на севере - со Скифским океаном34 на расстоянии 480 миль в длину и 290 миль в ширину. Однако есть и такие авторы, которые говорят, что общая окружность [Каспийского] моря с упоминаемыми проливами - 2500 миль. Воды [Каспийского моря] проделывают свой путь по узкому устью значительной длины и то место, где оно расширяется;

начинает изгибаться подобно лунообразному рогу, спускаясь из устья к Азовскому морю, похожему на серпа, как говорит Марк Варрон35. Первая часть его (т.е. Каспийского моря - сост.) называется Скифским заливом, поскольку жители обеих сторон-скифы, поддерживающие друг с другом тесную связь через пролив. С одной стороны, живут кочевники - номады и савроматы, известные под различными именами, а на другой стороне -абзое,36 также называемое по-разному.



Плиний. Естественная история, с английским переводом в десяти томах, т.111, кн. Ш-УП, по Г.Рекему. Лондон-Кембридж -Массачусет, 1977, с.346-349, 364-377.
№10

Комментарии:

Плиний о племенах Колхиды и о предках абхазов (апсуа).

Не позже 79 года.

1. Гай Плиний Секунд - римский писатель, ученый и государственный деятель (23/24-79 гг.).

2. Дата смерти автора.

3. Армено-халиби - этнополитический термин. Над халибами (колхское племя - см.док. NNЗ, 4, 6 и др.) распространялось влияние "Малой Армении", возникшей в начале II века до н.э. (Очерки истории Грузии, т.1, Тб., 1989, с.274-275).

4. Ныне Вице-Су или лазское Вице-Цкари.

5. Настоящее сообщение Плиния доказывает, что под гениохами подразумевается не отдельный этнос, а население определенной профессии (возницы). Ниже Плиний дважды говорит о других племенах возниц (гениохов), живущих южнее и севернее Сухуми. Во всех случаях речь идет о грузинских племенах:

в первом - о чанах (те же дрилы), во втором и третьем - о сванах и колхах (Плиний пишет о возницах, "имеющих разные названия"). См.еще док. №З, прим.7; док. №8, прим.4; Н.Кечагмадзе. Указ. соч. с.75.

6. Р.Абсар - букв. "непятнистый", "безрыбный". По этимологии У.Папэ - "сильная вода". Абсар и самоназвание абхазов - апсуа имеют разную этимологию. Ср. с рекой Бсар в Киликии (Ксенофонт).

7. Амфитан - Мальфитан поздних авторов (см.карту Омема и др.).

8. Акампсеон - отАкампсис (р.Чорохи).

9. Исис - Натанеби; Могр - Супса; Бати - Королис-цкали (Н.Кечагмадзе. Указ.соч., с.67-69).

10. Локализация гор.Матии не удается; река Геракла - Ингури, мыс Геракла - возле Анаклии (у Фл.Арриана - около Хоста); Фазис -| Риони. I | 11. Эя(Айя) - Нокалакеви или Кутаиси (док. №6, прим.2).

12. Гиппос - Цхенисцкали (С.Каухчишвили. Что рассказывают I нам древние греки о Грузии. Тб., 1964, с.35, на груз.яз.).

13. Хариен ("приятный" - У.Папэ) - р.Циви (С.Джанашиа. Труды, Т.У1.Т6., 1989, с.273, на груз.яз.); р.Хоби - Н.Кечагмадзе, с.68).

14. В переводе К. Гана сказано: "народ сапы, которых древние называли иногда фтирофагами, иногда сванами" (СМОМПК, IV, I 1884, с.104).

15. Зано-мегрельское племя (чани). - Н.Марр, С.Джанашиа. Труды, т.III, Тб., 1959, с. 15 и др.

16. Р.Хоби. По мнению Н.Кечагмадзе, р.Ингури (Н.Кечагмадзе, с.69).

17. Река между Ингури и Хоби.

18. Сегритик (от "Саэгро") соответствует Эклектике Птолемея и Экер//Экераци М.Хоренаци (док.№№11,180).

19. Р.Зигана//Сингаме (Фл.Арриана), по мнению Н.Кечагмадзе (с.69-70), Ерис Цкали. Одноименная местность Зигане (Гудаква) локализуется в Гальском районе у устья Ерис Цкали (Георгика, т.1, с.175). См.док. М19; Тарсура - Моквис Цкали; Астельеф -приток Кодори по Н.Кечагмадзе (Ингури - поЛамберти, Скурча -по Ф.Бруну); Хрисороас - наверное, Кодори.

20. Абсилы - колхидское племя. См. Историографию, док. №1, прим.2.

21. Сухумская крепость.

22. Саниги - Сванское (И.Орбели, Д.Гулия, П.Ингороква,

Г.Меликишвили, Т.Мибчуани и др.) или зано-мегрельское (Н.Марр С.Джанашиа), но не апсуйское (З.Анчабадзеидр.) племя. Подробно об этом см.Т.Ш.Мибчуани. Указ.соч., с.83-94.

23. Цигн - город севернее Сухуми, населенный санигами. Пении - локализовать не удается

24. Собственно Колхида.

25. Кавказские горы.

26. О меланхленах и кораксах см.док. NNЗ,4.

27. "Колхидский город Диоскурия" на р.Чалбаш, Келасури или Гумиста.

28. Страбон считает, что авторы, приводящие подобные цифры, "вовсе не заботятся о действительности" (док. М8).

29. Диоскурия находилась и между р.Кодори и Моквисцкали. Считается, что греками была построена не эта Диоскурия, а другая - Сухуми.

30. Колхидские племена.

31. Савроматы ("глаза ящерицы").

32. Агриппа Марк Випсаний (64/63 - 12 гг. до н.э.). Римский полководец.

33. Зд.Индийский океан.

34. Северный Ледовитый океан.

35. Варрон МаркТеренций (116 - 27 до н.э.). Римский ученый - энциклопедист.

36. Абзое - предки апсуа (совр.абхазов). Впервые в грузинской историографии на это обратила внимание Мери Инадзе (см.ее К вопросу об этническом составе северо-восточного Причерноморья античной эпохи. - "Моамбе" - отд. общ. наук Академии наук ГССР, 1960, N2, с.85, на груз.яз.). На карте Фредерико Дюбуа, составленной им по сведениям Плиния, Абзое помещается в северо-восточной части Кавказа у берегов Каспийского моря (Т.Мибчуани. По кровавым следам абхазского сепаратизма. Тб., 1994, с.34). Общий процесс передвижения скифских племен, захвата ими разных территорий, в том числе северо-западного Кавказа, слияния с порабощенными народами с присвоением их названий и культуры описан Никифором Григорасом (док. №66).

--------------------------------------------------
ПЛИНИУС
1)[Там же] реки: Акампсеон8, Исис, Могр и Бати9, колхидские племена, город Матии, река Геракла и одноименный мыс и река Фазис10, известная в Причерноморском регионе


2)Среди них - Глаукус; после устья р.Абсар следует другая река - Хариен,13 народ салты, прозванные шишкоедами (фтирофагами) от древних авторов,14 другое племя - саны15, река Хоб, которая берет начало в Кавказских горах и течет через землю сванов;16 затем р. Роан17, земля Сегритик18, реки: Зигана, Тарсос, Астельеф и Хрисороас,19 племя абсилов20, крепость Севастополь2' в 100 000 шагов от Фазиса, племя санигов, 22 город Цигн, река и город Пении 23, и далее племена возниц (гениохов), имеющих разные названия...

3)С одной стороны, живут кочевники - номады и савроматы, известные под различными именами, а на другой стороне -абзое,36 также называемое по-разному.
Плиний Старший (23-79 гг. н. э.)
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (фрагменты)
("Античная география", составитель проф. М.С.Боднарский,
Государственное издательство географической литературы, Москва - 1953)
Плиний Старший (Гай Плиний Секунд) родился в италийском городе Комы. О его родителях и воспитании мы ничего не знаем. Известно лишь, что Плиний Старший исполнял должность начальника конницы в Германии, был в 67 г. прокуратором Испании, а затем начальником стоявшего при Мизене флота. Погиб при извержении Везувия в 79 г. н. э., когда были разрушены и погребены под пеплом и лавой города Помпеи, Геркуланум и Стабия. Плиний Старший написал несколько произведений: естественно-исторических, грамматических, риторических и др. До нас дошли 37 книг его Historia Naturalis (Естественная История).

В посвящении императору Титу Плиний говорит, что хотел коснуться всего того, что греки разумеют под словом "Энциклопедия".

Содержание 37 книг "Естественной Истории" следующее: 1 -- общее введение, 2 -- математическое описание вселенной, 3-6 -- географи, 7 -- антропологи, 8-11 -- зоология, 12-27я -- ботаника, 28-32я -- медицинская зоология, 33-37 -- минералогия и применение минералов в искусстве.

Географические сведения Плиния кратки и не представляют особо выдающегося интереса, потому что ограничиваются большей частью одними названиями, что он объясняет состоянием географии в его время, которая представляла собой "locorum nuda nomina" (голые названия мест). У него много крупных географических ошибок, например Европу он считал самой большой частью света, занимающей 5/12 всей поверхности земного шара; Индия, по мнению Плиния, занимала 1/3 часть всей населенной суши и простиралась далеко на восток, приближаясь на западе к Европе.

Плиний примыкал к сторонникам континентальной теории.

Интересны мысли Плиния о шарообразности земли, являющиеся повторением мнения Аристотеля, но иначе аргументированные. Он утверждает, что неровности на поверхности земли так малы, что не изменяют вида столь обширной массы; что капли воды, естественно, сами собой принимают сферическую форму; что конец океана должен был бы отпасть, если бы не был закруглен; что мы видим, как корабли, уходящие в море,

начинают скрываться из виду снизу; это доказывает выпуклость поверхности моря. Плиний и Страбон впервые после Аристотеля привели доказательства шарообразности земли в таких же приблизительно выражениях, какие имеются теперь во всех элементарных учебниках общей географии.

Плиния следует упрекнуть в некоторой легковерности. Так, он без должной критики делал заимствования у писателей, которые позволяли себе населять природу самыми баснословными существами, как, например, натихорами -- существами с человеческой головой и хвостом скорпиона -- или катаплебами, при взгляде на которых человек умирает, и т. д. У Плиния встречаются недостоверные факты и неправильные суждения. Примером этого может служить во 2-й книге его "Естественной истории" глава 73 (181), содержащая утверждение и доказательства неравенства дня и ночи. В ней приводятся странные доказательства в роде сигнальных огней на башнях, времени пути скорохода Филонида из Элиды в Сикион и обратно, а также дневного и ночного пути корабля, плывущего на запад. Но все они не имеют отношения к вопросу о длине дня и ночи и ничего не доказывают. Приводимые Плинием часы начала или конца явления (события) ничего не разъясняют, так как Плиний не указывает, какого рода были проводимые им часы: были ли это часы равноденствия или другого какого-либо времени года и какого места. Часы в древности отсчитывались ночью от захода солнца до восхода, а днем от восхода до захода и поэтому длина их менялась и по временам года и по географической широте места.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Книга шестая

Прорыв океана через Геллеспонт и Боспор и образование Черного моря (гл. 1, 1). Область Колика (гл. 5, 15-17). Боспор Киммерийский (18). Кавказ (гл. 12, 30).

Глава 1, 1. Между Европой и Азией разливается Понт Эвксинский, называвшийся раньше Аксинским из-за негостеприимной свирепости народов, населявших раньше его берега... Океан не довольствовался размывом суши и сносом части ее, увеличив тем пустые пространства; ему мало было ворваться через раз мытые горы и, оторвав Кальпе от Африки, поглотить гораздо больше земли, чем оставить; мало -- влиться через Геллеспонт в Пропонтиду, опять проглотив сушу. От Боспора он снова ненасытно простирается другой громадой, пока выступающее из берегов Меотийское озеро не укротит свою добычу.

2. Доказательством того, что это происходит вопреки воле земли, служат такое большое число проливов и столь небольшие пространства воды, сопротивляющиеся природе: ширина Геллеспонта 875 шагов; оба Боспора такой ширины, что их могут переплыть быки, откуда название обоих проливов и в разъединении их какая-то тесная связь: с одного берега на другой доносится пение птиц, лай собак и разговор людей, и между двумя частями света можно поддерживать беседу, если только ветер не уносит слова.

Глава 5, 15. Недалеко от Понта расположена область Колика, где, как было сказано раньше, горные хребты Кавказа переходят в Рипейские горы, спускающиеся с одной стороны к Эвксинекому и Меотийскому, с другой к Каспийскому, или Гирканскому, морю. Часть побережья занимают дикие племена -- меланхлены и кораксийцы. Последние жили возле реки Антемунты в ныне опустевшем колхидском городе Диоскуриаде, некогда настолько известном, что в него, по словам Тимосфена, сходилось 300 народов, говоривших на разных языках. Позднее римляне вели там дела при помощи 130 переводчиков.

16. Некоторые полагают, что Диоскуриада была основана возницами Кастора и Поллукса Амфитом и Телхием, от которых, как известно, ведут род гениохийцы. За Диоскуриадой, в 70 000 шагах от Севастополя, находится Гераклея. Народы: ахейцы, марды, керкеты, за ними серы, кефалотомы, В глубине этой области богатейший город Питуй разрушен гениохийцами; за ним сарматское племя энагеритов и в Кавказских горах савроматы.

17. К ним во время правления императора Клавдия бежал Митридат и рассказал, что с ними по соседству живут таллийцы, область которых на востоке достигает устья Каспийского моря, и что устье высыхает во время морского отлива. А "а побережье рядом с керкетами река Икаруза, в 136000 шагах от Гераклеи город и река Гиер. Далее мыс Крунос, на крутом выступе которого живут торетийцы; в 67 500 шагах от Гиера местечко Синдика, река Сетерия. Расстояние отсюда до начала Киммерийского Боспора 88 500 шагов.

18. Длина самого полуострова, выступающего вперед между Понтом и Меотийским озером, не больше 67 000 шагов, ширина всюду не меньше 2 югеров. Называют его Эйон. Азиатский и европейский берега Боспора изгибаются в сторону Меотийского озера. Города при входе в Боспор: сначала Гемокасса, затем Кероя Милетская, потом Стратоклия и Фанагория, почти опустевший Апатур и в конце- пролива Киммерик, который раньше назывался Церберион.

Глава 12, 30. Дальше идет огромный Кавказский горный проход, по ошибке называемый многими Каспийским. Он создан природой благодаря внезапным горным обвалам. Там, где ворота подпираются окованными железом столбами, в середине под ними течет река с ужасным запахом, и для того чтобы помешать проникновению многочисленных народов, с одной стороны на скале построена крепость под названием Кумания. В этом месте, как раз напротив иберийского города Гармаста, ворота закрывают доступ в мир. За Кавказским горным проходом на Гордиейских горах живут валлийцы, дикие сванские племена, которые, однако, разрабатывают золотые копи. Позади них, вплоть до Понта живет много гениохийских, затем ахейских племен. Так обстоит дело с землями, расположенными в глубь от этого залива.

31. Некоторые писатели сообщают, что между Понтом и Каспийским морем не больше 375 000 шагов. Корнелий Непот считает, что 250 000. Таким небольшим пространством отделяется Азия от Европы. Император Клавдий передает, что от Киммерийского Боспора до Каспийского моря 150000 шагов и что Селевк Никатор хотел прокопать этот перешеек, но был в это время убит Птолемеем Керавном. Как известно, от Кавказского горного прохода до Понта приблизительно 200 000 шагов.
Перевод Н. М. Подземской
---------------------------------------------
Агафий Схоластик1 о лазах, апсилах и мисимян Не позже 582 года. 2В том, что в древности лазы назывались колхами и как раз являются ими, никто не будет сомневаться, если он ознакомится с населением Фазиса, Кавказа и стран, находящихся вокруг них. Говорят, что колхи переселены из Египта (док. №5 - сост.).

Лазы сильное и храброе племя. Они властвуют и над другими -сильными племенами, гордятся старым именем колхов и, быть может, не без основания, чрезмерно себя возвеличивают. Среди племен, подчиненных чужой стране, я не видел другого столь знаменитого и могущественного как избытком своего богатства, так и множеством подданных, как обширностью территорий и изобилием урожая, так и красотой нравов и проворством... Они уже и не варвары, и не варварский образ жизни ведут, а благодаря союзу с римлянами, придали своей жизни государственно-законный вид...

Сотерих прибыл в так называемую страну мисимян, которые, подобно апсилам, являются подданными царя колхов, но разговоривают на ином языке и живут по другим законам.3 Они проживают более к северу и немного восточное от племени апсилов. И вот, когда Сотерих прибыл в их страну, они почему-то подумали, что Сотерих, как будто хотел одну из их крепостей, воздвигнутую на границах Лазики и называемую Бухолоном", передать аланам, с тем, чтобы послы живущих на той стороне (Кавказа - сост.) племен могли бы там собираться и получать плату. Для привозящего деньги больше не было бы необходимости огибать предгорья Кавказа и самому идти к ним.

Георгика, т.З. Тб., 1936, с.27, 50-51, 86-87.
----------------------------
comment:
№23

Агафий Схоластик о лазах, апсилах и мисимян.

Не позже 582 г.

1. Византийский историк, юрист (адвокат - по-греч. схоластик), поэт (536-582 гг.).

2. Год смерти автора.

3. Мисимяне - сванское племя (С.Каухчишвили - Георгика, т,3, с. 174; Т.Мибчуани. Из истории этногенеза, с. 128-143 и др.); по мнению П.Ингороква, смешанное свано-мегрельское племя (Георгий Мерчуле, с.144-145); З.Анчабадзе полагал, что независимо от того, к какому племени принадлежали мисимяне, в конечном итоге они должны были ассимилироваться с абхазами (З.Анчабадзе. Очерки этнической истории абхазского народа. Сухуми, 1976, с.45);Ш.Инал-Ипа относит их к абхазскому (апсуй-скому) племени (Ш.Инал-Ипа. Вопросы, с.227-234).

Джордж Хиуйт не соглашается с переводом С.Каухчишвили; ссылается на статью Ю.Воронова в газ."Абхазия" (1991,16 июля), критикующего со своей стороны М.Лорткипанидзе, которая в брошюре "Абхазия и абхазы" (Тб.,1990) отнесла мисимян к числу грузинских племен (журн. Грузиноведение и кавказоведение. Париж, 1990-1991, NN6-7, с.259-'269,на франц.яз. Статья Дж.Хиуйта на англ.яз.). Объявление мисимян грузинским племенем, писал Ю.Воронов, является издевательством "над памятью Агафия"( газ.Абхазия, 16 июля 1991т.). На это М.Лорткипанидзе ответила, что хотя Агафий подчеркивает близость апсилов и мисимян, все же указывает, что их языки и нравы отличаются друг от друга (Свободная Грузия, 1991, 9 августа). Дж.Хиуйт, воздерживаясь от собственного перевода, пишет: "интерпретация ясна: мисимяне хотя и являются подданными колхов, отличаются от них по языку и нравам". Перевод С.Каухчишвили не вызывает сомнений у специалистов. О его точности говорит и совпадение перевода С.Каухчишвили с более поздним русским переводом (Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. Пер.статьи и примечания Левченко М. В. М., 1953, с.87).

4. На границе Лазики с Аланией. С греческого языка переводится как "пастух". - Георгика, т.З, с.86-87 (Аноним V в. упоминает "Брухонт" -док. N20). См.док. N25, прим.6.

http://www.krotov.in...06/agafiy3.html
http://www.geocities. ..story/hys1.html
-----------------------------------------
1. Надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115/ 1114-1077/1076 до н.э.) - о древних странах и народах Малой Азии.
Не позже 1077 года до н.э.

"Тиглатпаласар, царь могущественный, царь вселенной, царь Ассирии, царь четырех частей света, завоевавший страны Наири от страны Тумы до страны Даиани, завоевавший страну Хабхи1 до Великого моря".

XX

"4000 кашкайцев2 (и) урумейцев, непокорных людей хеттской страны, которые силой своей захватили поселения страны Шубарту, подчиненные Ашшуру, моему владыке, услыхали о моем приходе в Шубарту, и блеск моей доблести ниспроверг их: битвы они убоялись (и) обняли мои ноги. Я принял их... и причислил их к людям моей страны".

XX

"[...] Урумейцев и абешлайцев2, непокорных людей страны хеттской, я схватил, причислил к людям моей страны".

"4000 урумейцев и абешлайцев,2 людей страны хеттов - [я их забрал (и)] причислил [ к людям] моей [страны]."

В кн.: Г.А. Меликишвили. Наири-Урарту. Тб., 1954, с.75-76.

COMMENT: №1.

Надписи ассирийского царя Тиглатпаласара первого (1115/1114-1077/1076 до н.э.) - о древних странах и народах Малой Азии.

Не позже 1077 года до н.э.

1.На основе анализа надписей Тиглатпаласара первого Г.А.Меликишвили пришел к обоснованному выводу, что страна "Хабхи" у "Великого моря" (Черного моря) - не область Хабхи к югу от Ванского озера, упоминаемая в некоторых источниках, а страна "Килхи"("Гилхи"), "Колхи" ("Колхида"). Г.А.Меликишвили. Наири-Урарту, с.407-408.

2."Кашка" и "абешла" ассирийских источников, по мнению Г.А.Меликишвили, являются синонимами и связаны с греко-римским "апсилы" ("апшилы"); он считает их северокавказским "черкезо-адыгским или абхазским племенем". Само название "Кашка" отождествляется им с названием северокавказского племени черкезов "косоги" ("кашаг", "кешаг" древнегрузинских, русских и арабских источников). - Г.А.Меликишвили. Наири-Урарту, с.77,401.

Для абхазского историка Ш.Д.Инал-Ипа "кашки" и "абешла" - синонимы, причем "абешла" он отождествляет с "апсилами" Плиния и считает, что их вполне можно связать с предками абхазов, якобы обитавшими в Колхиде и в северо-восточных районах Малой Азии, откуда переселились на территорию современной Абхазии (Ш.Д.Инал-Ипа.Вопросы этно-культурной истории абхазов. Сухуми, 1976, с.129-130). Касаясь данного вопроса, академик И.М.Дьяконов ставит под серьезное сомнение южный вариант происхождения абхазов. Он справедливо пишет, что созвучие этнонимов "еще конечно не доказательство принадлежности касков и абешлайцев к абхазо-адыгской языковой группе, так как, во-первых, совпадение названий может быть случайным, а во-вторых, разные племена могут называться одинаково и по сходству культуры" (И.М.Дьяконов. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968, с.12-13). Действительно, созвучия этнонимов и топонимов часто бывают случайными. Например, что могут иметь общего упоминаемые в урартских клинообразных надписях города Куа, Укуа, страна Шешети и т.д. (Г.А.Меликишвили. Урартские клинообразные надписи. М.,1960^ с.140,158,176 и др.) с городом Акуа (Сухуми) и с селом Шешелети (в Абхазии). Отождествляя абешла (кашки) с апсилами, необходимо иметь в виду, что "апсилы" не этноним в строгом смысле этого слова, а всего лишь внешняя характеристика населения определенной местности. Как уже отмечалось, "апсилы" на греческом языке означает "не голый", "не лысый". Следовательно, ничего общего не имеют с абешла (кашки).

Оригинальную мысль высказал Мишель Тамарати (Михаил Тамарашвили). По его мнению, Кашка является той же Колхидой. В доказательство приводит список тубальских, мосохских и каскайских царей (Мишель Тамарати. Грузинская церковь от начала до наших дней. С приложением 104 портретов и репродукций грузинских памятников, двух географических карт и неизданных документов. Рим, 1910, с.56, на франц.языке). В пользу версии М,Тамарати говорит тот факт, что слово "кашаг" ("кашки") переводится с грузинского языка и означает:"рослый юноша, назначенный в продажу, в неволю" (Д.Чубинашвили. Грузино-русский словарь. Второе издание. Тб., 1984, с.1330). Здесь же для размышления добавим, что личная гвардия Чингиз-хана называлась кешигом
.

------------------------
№2 Гомер о Колхиде
X в. до н.э.

Одиссея. Песнь десятая.

Мы напоследок достигли до острова Эй2. Издавна

Сладкоречивая, светлокудрявая там обитает

Дева Цирцея, богиня, сестра кознодея Ээта.

Был их родителем Гелиос,

бог, озаряющий смертных;

Мать же была их прекрасная дочь Океанова, Перса...

Той же порой как в святую долину спустятся уж был я

Близко высокого дома волшебницы хитрой Цирцеи,

Эрмий с жезлом золотым пред глазами моими нежданный

Стал, заступив мне дорогу..,

Слушай однако: тебя от беды я великой избавить

Средство имею: дам зелье тебе; ты в жилище Цирцеи

Смело поди с ним; он охранит от ужасного часа...

Сими словами растенье мне подал божественный Эрмий...

Моли3 его называют бессмертные; людям опасно

С корнем его вырвать из земли, но богам все возможно.

Песнь одиннадцатая

Все карабельные снасти порядком убрав, мы спокойно

Плыли; корабль наш бежал, повинуясь кормилу и ветру.

Были весь день паруса путеводным дыханием полны.

Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

Там киммерян4 печальная область покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков...

Славная Леда, супруга Тиндара, потом мне явилась;

Ей родилися от брака с Тиндаром могучим два сына:

Коней смиритель Кастор и боец Полидевк5 многосильный.

Оба землею они жизнедарною взяты живые;

Оба и в мраке подземном чистимы завесом; вседневно

Братом сменяется брат; и вседневно, когда умирает,

То воскресает другой; и к бессмертным причислены оба.

Песнь двенадцатая

Мне же Цирцея приветливо руку дала; и когдя я

Сел в отдаление от прочих, легла близ меня и вопросы

Стала мне делать; и ей об всем рассказал я подробно...

Светлая так напоследок сама мне сказала богиня:

Дело одно совершил ты успешно; теперь со вниманием

Выслушай то, что скажу...

Две вам дороги представятся...

Опишу я и ту и другую...

Все корабли к тем скалам подходившие гибли с пловцами;

Только один, все моря обежавший, корабль невредимо

Их миновал-посетитель Ээта, прославленный Арго;

Но и его на утесы бы кинуло море когда б он

Там не прошел, провожаемый герой любившей Ясона.


Гомер. Илиада. Одиссея. Илиада: пер. с древнегреческого Н.Гнедича; Одиссея: пер. с древнегреческого В.Жуковского (предисловие А.Нейхардт. Алма-Ата, 1986, с.461, 464, 470, 476, 484-485.

COMMENT:
№2

Гомер о Колхиде.

IX век до н.э.

1. Гомер, живший задолго до автора "Аргонавтики", знает о||: путешествии аргонавтов в Колхиду (миф первой половины второго _ тысячелетия до н.э.), имена основных героев мифа (Ээт, Медея, Ясон дидр.).

2. Анализируя аргументы за и против, Р.Гордезиани заключает, что Эа (Айя) древних греческих сказаний с самого начала ^локализовалась в бассейне Черного моря, в пределах 1 исторической Колхиды (Р.В.Гордезиани. Проблемы гомеровского эпоса. Тб.,1978, с.202-210, см.также Гомер. Одиссея. Тб.,1986, с.314, на груз.яз.). Еще Псевдо Скилакс Кариандский (V в. до н.э.) писал, что Медея была из города на р.Фазисе (док.№З). Евстафий из Фесалонии (XII век), написавший комментарий к "Илиаде" и "Одиссее", знает, что Айя - город Колхиды, что в "Одиссее" лишь боги так называют "моли", а людям это вовсе неизвестно" (Георгика, т.7. Тб.,1970, с.2,4-5 и др.).

Н.Гнедич и В.Жуковский, считая Ээта царем Колхиды, а Ясона - человеком, снарядившим корабль "Арго", который посетил Колхиду, похитил "Золотое руно" и увел Медею, помещает остров Цра, где живет Цирцея (сестра Ээта) у берегов Италии (Гомер.Илиада, Одиссея.Альма-Ата, 1986, с.637,630; Гомер. Одиссея. М., 1984^0.317,318). См.еще прим. к док.№6.

3. Грузинское слово, означает молодую траву (Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы, т.2, Тб., 1984, с.908-909; Р.В.Гордезиани. Указ.соч., с.202-210; Гомер. Одиссея. Тб.,1986,с.313 и др.).

4. Специалисты помещают область киммерян в Сарматии (Р.В.Гордезиани. Указ.соч; Гомер. Одиссея, Тб., 1986, с.313идр.), что имеет значение как для локализации Эа, так и для приблизительного определения ее северо-западной границы. В данном случае не столь важен вопрос о том, мог ли Одиссей преодолеть за день расстояние от Эа до области киммерян (на это обращает внимание Р.В.Гордезиани). Важнее отметить, что царство Ээта-Колхида непосредственно граничит со страной киммерян. Говорит же Медея у Публия Овидия Назона, что ее "отец знаменит, он занимает заснеженную Скифию, весь берег Понта" (цит. из предисловия к кн.:Флавий Арриан. Путешествие вокруг моря. Перевод, исследование, комментарий и карта Н.Кечагмадзе. Тб., 1961, с .9, на груз.яз.). Интересующая нас северо-западная граница грузинского царства Колхиды в эпосе совпадает с данными письменных источников (док. NN 39, 76, 78 и др.) и средневековых карт (Д.Омема - 1559 год и др.).

5. Участники похода аргонавтов в Колхиду. По легенде, их возницы основали город Диоскурию (см.прим. кдок. N6), т.е. Сухуми (см.еще док. М14, прим.5; N24, прим.5 и др.).


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий