Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 7 апреля 2011 г.

КОГДА ОТВЕРГ ДИМИТРИ ГУЛИА ГИПОТЕЗУ АФРИКАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ АБХАЗОВ


[info]giorgi_chachba
(Вместо послесловия)
В Тбилиси, в 1949 году, в ознаменование 75-летия со дня рождения Димитри Гулиа в издательстве «Сабчога мцерали» («Советский писатель») на грузинском языке вышла в свет книга председателя совета министров Абхазской АССР М.Делба «Димитри Гулиа».
На эту публикацию, также на грузинском языке, была напечатана рецензия в том же году, в издававшихся в Сухуми трудах научно-исследовательского института имени акад. Н.Марра, Академии Наук Грузинской ССР (T.ХXIII, стр.179-¬182). Автор рецензии, известный ученый Х.Бгажба пишет: «Рецензируемая книга повествует о жизни и творческой деятельности народного поэта Абхазии, основоположника абхазской художественной литературы Д.И.Гулиа, 75-летие которого празднично было отмечено трудящимися Абхазии и всей грузинской общественностью в апреле 1949 года» (стр.179).
Рецензент отмечает, что с самого начала своей творческой деятельности Д.Гулиа был тесно связан с грузинской литературой, он с детства изучал Шота Руставели, испытал влияние демократичных и национально¬освободительных идей великих писателей нового времени Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели. Затем Х.Бгажба цитирует слова М.Делба: «Димитри Гулиа родился и вырос на благодатной почве грузинской культуры» (С1.р.179).
Х.Бгажба дает высокую оценку книге М.Делба и в заключении пишет: «книга тов.М.Делба весьма основа¬тельно знакомит грузинского читателя с биографией и литературно-общественной и научной деятельностью старейшего абхазского писателя» (стр.182).
Собственно о научной деятельности юбиляра рецензент пишет: «Д.Гулиа известен также, как первый абхазский ученый. Ему принадлежит видная заслуга в деле изучения устного творчества, языка, этнографии и истории родного края» (стр.181).
«В 1925 году в Тбилиси была издана «История Абхазии» Д.Гулиа, которая хронологически содержит историю Абхазии до Х века. Хотя в своем труде Д.гулиа собрал значительный этнографический и лингвистический материал, но мнение автора о происхождении абхазов, в корне ошибочно (курсив здесь и далее наш-З.Р.) (стр.181).
Такую оценку дает рецензент Х.Бгажба гипотезе Д.Гулиа об африканском происхождении абхазов.
Следует отметить, что это писал лингвист Х.Бгажба в 1949 Г., в то время, когда институт, где он работал, носил имя акад. Н.Марра.
Далее он пишет: «шпор рецензируемой книги тов.М.Делба, Имея в виду многочисленные исторические данные, поэтому поводу совершенно справедливо замечает: «несостоятельность этой теории очевидна, так как абхазы - это грузины, абхазы представляют одну из много¬численных грузинских племен, которые живут в Грузии и на Кавказе» (стр.181).
«В дальнейшем автор сам убедился, что в карди¬нальных вопросах Абхазии его концепция была беспочвенна и ложна» (cTp.181).
Таким образом, как М.Делба, так и Х.Бгажба, еще в 1949 году были категорически не согласны с мнением Д. Гулиа об африканском происхождении абхазов, и вместе с тем, отмечали, что сам Д.Гулиа в дальнейшем (до 1949 года - З.Р.) убедился о несостоятельности своей старой теории. Однако ни М.Делба, ни Х.Бгажба, ничего не говорят о новой концепции Д.Гулиа, хотя сами пишут: «абхазы - это грузины».
В 1951 году в XXIV томе трудов Научно-исследовательского Института языка, литературы и истории Абхазии, Академии Наук Грузинской ССР (который к этому времени уже не носил имя академика Н.Марра) был опубликован труд Д.Гулиа «О моей книге «История Абхазии», который в том же году был издан отдельной КНИЖКОЙ в Сухуми.
В этом труде Д.Гулиа публично опровергает свою теорию об африканском происхожденни абхазов и предлагает новую концепцию, согласно которой абхазы - это одно из грузинских племен, т.е. абхазы этнические и культурно-исторические грузины (стр.14),
С 1953 года, после смерти И.Сталина, советская цензура запретила этот труд Д.Гулиа, при этом распрос¬транила слухи, якобы И.Сталин и Л.Бериа насильно заставили Д.Гулиа написать это сочинение после того, как вышел в свет труд И.Сталина «Марксизм и вопросы языкознания»
(«Пршща», 1 0.06.50).

Факт, что свою новую концепцию Д.Гулиа опубли¬ковал в 1951 году, год спустя после выступления И.Сталина в «Правде». Но, является ли этот факт доказательством того, что И.Сталини Л. Бериа действительно заставили Д.Гулиа утверждать, что абхазы - это одно из грузинских племен и, что абхазы этнически и культурно-исторически являются грузинами.
Если допустим, что действительно И.Сталин и Л.Бериа заставили Д.Гулиа изменить свое мнение и вопреки своему убеждению он заявил: «Абхазы, собственно, те же грузины», тогда естественно думать, что гипотеза об африканском пр о и схождении абхазов, согласно Д.Гулиа, является исторической правдой, т.е, абхазы действительно из Африки пришли в Грузию. Однако, на основе анализа многочисленных источников историческая наука признала несостоятельной гипотезу Д.Гулиа. Как и когда отверг ее сам автор, для выяснения данного вопроса обратимся к труду Д.Гулиа: «Речь идет о том, что за целых почти три десятка лет, прошедших со времени написания работы, автор ни разу не постарался критически пересмотреть и выступить с опровержением тех серьезных ошибок и фальсификаций, которые содержаться в моей книге «История Абхазии», хотя давно уже эти ошибки мне ясны и осознаны» (СТР. 5).
«Но говорят, лучше поздно, чем никогда. И сегодня я хотел бы, наконец, поговорить, в порядке хотя бы частичного осуществления давнишнего намерения, о пороках моего произведения (стр.5).
Как пишет Д.Гулиа, он давно осознал свои серьезные ошибки и фальсификации, имел давнишнее намерение выступить с их опровержением, но почти три десятка лет этого не делал. А почему оп так поступил, это также видно из его же слов «Я должен сказать, что ... во многих абхазоведных вопросах, мы, в частности и я, не избегли к сожалению, неимоверно вредного влияния антимарксистской концепции НЯ.Марра, абсурдность обще¬лингвистической теории, которого стала для нас ясной только после выхода в свет гениальных трудов И.В.Сталина по вопросам языкознания» (стр.5).
Теперь уже ясно, что авторитет Н.Марра был причиной тому, почему Д.Гулиа долго не решался с опровержением своих ошибок.
Здесь не лишне напомнить об авторитете Н.Марра в советском государстве, до выступления И.Сталина по вопросам языкознания.
Следует отметить, что в вышеупомянутом в ХХШ томе Абхазского научно-исследовательского института ИМ.акад. Н.Марра, где напечатана рецензия Х.Бгажба на книгv М.Делба, опубликована передовая статья: «Акад. Н.Марр - гениальный советский ученый» (стр.5-16). Автор статьи Ал.Кобахидзе бурно восхваляет «гениального советского ученого» и непрестанно твердит читателю, что теория Н.Марра воистину марксистско-ленинская, а его оппоненты являются глашатаями буржуазной науки.
В статье перечислены высокие посты и правительственные награды Н.Марра. «Н.Марр был вице-президентом Академии Наук СССР, директором двух институтов, он руководил огромными областями науки» ...
«Н. Марр был членом всесоюзного ЦАКА, членом Ленинградского Совета» ...
«Советское правительство глубоко ценило научные достижения Н.Марра ... Он был награжден орденом Ленина».
«В 1930 году Н.Марр был принят в ряды Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)».
Помимо Сухуми, институты, носящие имя Н.Марра были в Москве, Ленинграде, Тбилиси и Ереване.
Последователи Н.Марра, как и автор вышеупомянутой статьи, всех советских ученых не согласных с теорией Н.Марра, объявляли антимарксистами, буржуазными учеными.
Таким образом, Н.Марр был признан беспрекословным авторитетом самим советским правительством.
Учитывая вышесказанное, не трудно заметить, почему Д.Гулиа не выступил с опровержением своей старой концепции до сталинской критики Н.Марра. Не говоря уже об авторитете Н.Марра, Д.Гулиа, несомненно, хорошо понимал, что его ожидало в случае объявления анти¬марксистом и буржуазным историком.
Таким образом, на основе вышеуказанного материала, следует заключение, что М.Делба и Х.Бгажба были правы, когда писали, что Д.Гулиа задолго до выступления И.Сталина сам осознал не научность теории африканского происхождения абхазов.
Наконец, думаем, теперь ясно, почему Димитри Гулиа лишь после выступления И.Сталина посмел осуществить давнишнее намерение выступить с опровержением своей старой теории и взамен предложил новую, научно обоснованную, исторически подтвержденную концепцию, суть которой выражена в его словах: «абхазы жили всегда одной исторической и культурной жизнью с грузинами, что абхазы, собственно, те же грузины» (с гр.! О).

Зураб Ратиани
P.S. Такова историческая правда и переделать ее невозможно.
Что же касается скептиков, не признающих эту правду, то не безинтересен их ответ на вопрос, а кто же «заставил» владетельного князя Абхазии Гиорги Шарвашидзе (1846-1918) быть грузинским писателем, всю жизнь считать себя грузином и всю жизнь героически бороться за свободу, независимость и единство горячо любимой родины Грузии. *
З.Р.
*С творчеством писателя заинтересованный читатель может познакомиться: Гиорги Шарвашидзе, Лирика. Эпос. Драма, Сухуми, 1946 и Тбилиси, 1985 (Оба издания на грузинском, родном языке писателя).


Комментариев нет:

Отправить комментарий