Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 6 апреля 2011 г.

О моей книге "История Абхазии" Часть вторая.


[info]giorgi_chachba
Но что представляет собой та положительная картина, которую можно на основе марксистско-ленинской исторической науки воссоздать относительно происхождения, этнической и культурно-исторической принадлежности абхазов?
Я считаю необходимым остановиться хотя бы вкратце на этой большой проблеме для того, прежде всего, чтобы ясно заявить и показать, что ныне у автора «Истории Абхазию», разумеется, совершенно иные взгляды по существу вопроса, чем тридцать лет назад; чтобы, во-вторых, со своей стороны лишний раз подчеркнуть те, теперь уже общеизвестные, многочисленные научно-проверенные факты, которые неопровержимо говорят, что абхазы жил и всегда одной исторической и культурной жизнью с грузинами, что абхазы, собственно, те же грузины; чтобы, наконец, этим оказать посильное содействие дальнейшему правильному решению основных вопросов истории Абхазии, предостеречь от возможных заблуждений, призвать к выправлению имевших место вывихов, к коренному исправлению допущенных в этой области грубых ошибок принципиального и методологического характера.
Новейшие исследования грузинских историков, в первую очередь академика С.Н.Джанашиа, опирающиеся на наиболее проверенные положения, дали возможность выработать новую историческую концепцию, которая гласит: «Древняя Грузия является органической, но самобытной частью более обширного мира; этот мир в узком аспекте представлен Кавказом, а в широком - Древним Востоком, с другими компонентами которых Грузия связана многосторонними и разнообразными генетическими и историческими связями ... » (сб. «Академик Симон Джанашиа», 1949, стр.151).
«С глубочайшей древности грузинский народ жил, трудился и боролся на своей территории от Большого Тавра до Большого Кавказа. Созидая все новые и новые центры своей цивилизации и государственности, грузинский народ показал поразительную жизненную творческую способность, упорную привязанность к родной земле, непоколебимую волю отстоять свое достояние» (С.Джанашиа и Н.Бердзенишвили «О наших законных претензиях к Турции»),
Уже давно в грузинской историографии было высказано мнение о родстве грузинских племен с древнейшими народами Передней Азии, но соответствующие факты объяснялись «переселением» грузинских племен на нынешнюю территорию Грузии. Нужно говорить не об однобоком и одноактном «переселении», а о беспрерывном расселении ЭТ\1Х племен, о постепенном перемещении с юга на север культурно-политических центров.
Теперь уже доказана генетическая связь грузинских племен с другими коренными кавказскими народами, а также с древнейшими культурными аборигенами Ближнего Востока - хетто-суббарами и халдами. На основе глубокого анализа многочисленных материалов акад. С.Н.Джанашиа смог уверенно констатировать, что «хетто-суббары и были предками грузин» и что «этническая принадлежность халдов бесспорна: они составляли часть грузинской народности» (<<История Грузии ... », ч.I).
Во втором тысячелетии до н.э. хетты и суббары первенствуют в Передней Азии. В излучине реки, известной всему древнему миру под своим грузинским названием Галис, в верхней части бассейна рек Тигра и Евфрата они создают высокие очаги земледельческой и металлургической культуры. Суббарское искусство оказало сильное влияние на искусство других народов, в том числе и греков.
Что говорят вещественные и документальные факты из самой Абхазии? А факты, ведь, - упрямая вещь.
В разных частях Абхазии, в том числе особенно в окрестностях Сухуми -- древнейшего из всех известных в СССР мест поселения, обнаружены во множестве первоклассные археологические памятники материальной культуры. Нижнепалеолитические вещественные доказательства существования стоянок первобытных человеческих обществ, отстоящих от нашего времени на несколько десятков тысяч лет назад, отмечены в Яштхва, Бирце, Гали, Очамчире и других местах. Особенно примечательны неолитические материалы из Кистрика (около Гудаута), содержащие прекрасно отшлифованные каменные орудия.
В нескольких пунктах Абхазии встречаются самые древние памятники зодчества - мегалиты и дольмены ¬коллективные погребальные сооружения, сложенные из пяти огромных камней.
Недра Абхазии хранят" много интересных культурных слоев и по эпохе, которую пока еще принято называть «античным периодом» истории Грузии.
Широко известны далее, историко-археологические памятники колхидской культуры (около 1500-500 гг. до н.з.), В частности многочисленные изделия из бронзы, в том числе боевого и хозяйственного назначения знаменитые «колхидские топоры», в изобилии встречающиеся во многих частях Зап. Грузии - Абхазии, Мегрелии, Гурии, Аджарии, Н.Имеретии и Рача¬Лечхуми. Указанный тип топора представляет оригинальное произведение питавшейся древнейшими местными традициями культуры колхов, рано развивших у себя металлургическое производство, о чем говорят найденные, напр., в верхнем течении р.Риони древнейшие горные выработки, действовавшие около 3500 лет назад,
Эти памятники красноречиво свидетельствуют о прочном и сплошном заселении ближайше родственными между собой древнегрузинскими (носившими общее название колхов) племенами всей территории Зап. Грузии. Племена, издревле населявшие земли современной Абхазии, составляли один с ними органический культурно-исторический круг и шли единым путем развития и теснейшего культурного общения. В настоящее время Т.Н. «кобанскую культуру» можно и нужно считать колхидской, Т.е. местной культурой Зап.Грузии не только по месту преимущественного ее распространения, но и по происхождению.
К начальным векам первого тысячелетия до н.э. на территории Грузии определились две большие культурные области - восточная и западная, причем последняя включила в себя Западную Грузию, нагорную часть Северного Кавказа западнее р.Терека, бассейн р.Чорохи и значительную часть южного побережья Черного моря. Это и есть та территория, которая впоследствии называлась Колхидой. Нынешняя Картли была центральным районом, где обменивались продуктами труда племена Западной и Восточной Грузии. Несмотря на наличие этих двух областей, а затем и существование двух соответствующих политических образований, грузинские племена не теряли культурного единства; территория, раздробленная политически, культурно оставалась единой.
Грузинский народ находит в себе жизненные силы для беспрерывного развития многовековой цивилизации в этих новых государствах и культурных центрах, которые постепенно перемещаются к северу. Государство сасперов, т.е. иберов, и Колхида - две из четырех крупнейших держав Передней Азии V в. до н.э. В начале н.э. римлянам удается завоевать Колхиду. Позднее, в IV веке, из Восточной Колхиды образуется Лазское царство (у грузин продолжает называться древним национальным названием (Эгриси). Следовательно, Лазика - наследница колхиды, а лазы - прямые потомки колхов.
Грузинские племена, прошедшие задолго до нашей эры долгий период родового строя, рано создали у себя, в результате образования первого антагонистического классового общества, рабовладельческое государство, сменившееся отношениями феодализма, который зарождается в III-IV в.
н.э., но оконча¬тельной победы достигает в IV в. н.э. Из этого вытекает с очевидностью, что грузинская государственность имеет историю гораздо более длительную, чем принято было считать в старой историографии. В Грузии уже задолго до нашей эры существовала развитая государственная система во главе с царем и государственная власть со всеми ее атрибутами. В соответствии с этим и грузинская нация, процесс образования которой окончательно завершился во второй половине 19 В., складывалась в результате длительных и регулярных общений, в результате совместной жизни людей на территории Грузии из поколения в поколение.
Племена, населявшие территорию современной Абхазии, принимали активное участие в творчестве грузинской истории на протяжении всей этой истории, начиная от древней Колхиды и даже еще ранее.
В Сев.Колхиде обитали заны или лазы (по Риони и Ингури), севернее их - апсилы, еще севернее - абазги и саниги. у всех этих племен были свои владетельные князья. К IV в.н.э. эти племена входят в сменившее Колхиду Лазское царство. С VI в. абазги отложились от него и считались непосредственно вассалами византийского императора, под давлением которого принимают и христианство.
Эти племена Абхазии, как и в других местах Грузии, с упорством отстаивали свою свободу против иноземных поработителей. Так, храбрые абазги во время одного неравного боя предпочли поголовную смерть в огне, охватившем их неприступную крепость Трахею (ныне Гагра), чем стать рабами римлян. В это время и другую часть Абхазии охватили волнения против другого внешнего врага, и возмущенные апсилы перебили весь персидский гарнизон, стоявший в их крепости Цибила (нын. Цебельда).
Древнее племенное название «абазг» к VIII в. на грузинской почве, по закону внутреннего распределения согласных, изменилось в «абхази». Отсюда - название страны «Абхазети», по-русски - Абхазия.
Чрезвычайно обильно представлены в Абхазии классические памятники важнейшего в истории Грузии феодального периода, когда окончательно складывается феодальная грузинская государственность. В этих подземных и надземных перво¬степенных исторических сооружениях (крепости, храмы, церкви, различные гражданские сооружения) ярко проявляется общность и единство грузинских племен, в том числе и абхазов, основы чего закладываются еще задолго до этого.
В феодальный период число племен у нас сокращается, и Абхазия была представлена тремя независимыми эриставствами, из которых лишь одно называлось «Абхазским эриставством» (от современного А.Афони до р.Бзыби), причем эти племена не стояли дальше от иберо-лазов, чем, скажем, сваны или месхи.
Что же касается сотрудничества в процессе создания грузинского государства, то в этом отношении роль «Абхазии» и абхазов совершенно исключительна. Абхазия вместе с другими грузинскими княжествами составляет, а в одно время и возглавпяет грузинскую феодальную монархию («Абхазское царство»), всецело и неразрывно входит в единый и общий грузинский этнический и культурно-исторический круг.
В конце VIII в. абхазский эристав Леон П, воспользовавшись смутами в Византии и ослаблением Лазского царства, объявил себя независимым правителем, присоединил к своим владениям Эгриси и Аргвети и резиденцией избрал себе г.Кутатиси (ныне Кутаиси). «По имени династии это новое западно-грузинское могущественное государственное образование стало называться Абхазским царством» («История Грузии», 152). В составе населения не произошло больших изменений, подавляющее число жителей Зап. Грузии попрежнему состояло из картов, мегрелов, сванов и абхазов.
Грузинской церкви епископальная кафедра «Абхазского царства», Т.е. Западной Грузии, находилась в собственно Абхазии (в Бичвинте). Официальная точка зрения на объем власти грузинского царя была отражена в обычной, канонизированной титулатуре грузинских царей, как она сложилась к ХII веку: «Божьей волей царь абхазов, картов, ранцев, кахов и сомехов, ширван-шах, шахан-шах, самодержавный обладатель всего Востока и Запада» (<<История Грузии», стр.231). Таким образом, царь объединенной Грузии назывался преимущественно «царем абхазов», - яркое выражение той роли, которую сыграли абхазские цари в деле политического объединения Грузии.
Неоспоримым образом установлено, что уже в Абхазском царстве, во всяком случае с середины IX в., грузинский язык является единственным языком письменности, государственного и частного делопроизводства, церковного обихода и богослужения. Эту роль свою грузинский язык и культура в Абхазии не теряли и в последующий период феодального раздробления Грузии и выделения Абхазского княжества.
С начала Х в. некоторые прогрессивные абхазские цари, отличавшиеся широким кругозором и многогранной кипучей деятельностью, становятся активными инициаторами борьбы за усиление могущества объединенной грузинской державы, сплочения сил всего народа вокруг централизованного управления, укрепления христианства на территории всей Грузии и т.д..
От этой эпохи до нас дошли замечательные памятники христианской архитектуры. Так, напр., в Х в. абхазский царь Георгий перестроил такой памятник материальной культуры, как прекрасный Мартвильский собор, его сын царь Леон воздвиг великолепный моквинский собор, а объединитель Восточной и Западной Грузии Баграт Ш построил Кутаисский и Бедийский храм, где он и похоронен.
«Бичвинта, - читаем мы в одном грузинском источнике, - значит место сосновое ... В VШ в. тут были св.Або тифлисский и эристави Грузии Нерсес, которые всю Абхазию нашли просиявшею христианским учением».
ОбразцоМ строительства мостов в ХН в. является замечательный по своей конструкции Беслетский мост с грузинской надписью заглавными буквами.
Таким образом, невозможно исключить органическое участие Абхазии в создании древней, «античной» и классической феодальной культуры средневековой Грузии, включающей мировые шедевры всех видов творчества, точно так же, как невозможно это сделать по отношению к другим виднейшим областям Грузии. Абхазия является органической частью Грузии в полном смысле всего многообразия культурно-исторической жизни.
Это историко-культурное единство Абхазии со всей остальной Грузией, которое было таким органическим и интенсивным в продолжение не одного десятка веков, благодаря превратностям исторических судеб, в известное время, к сожалению, начало ослабевать. Этому процессу особенно усиленно способствовали кровавые инсинуации варварских турецких захватчиков - наших смертельных врагов, не брезгавших никакими средствами для осуществления своих ненасытных агрессивных вожделений. В продолжение не одного века Турция старалась огнем и мечом сломить силу сопротивляемости свободолюбивого грузинского народа, ассимилировать, подавить его неукротимую волю к свободе и национальной независимости.
Многих завоевателей знала Грузия - римлян, персов, арабов, монголов и др. Турки по праву заслужили звание наихудших из всех кровожадных врагов. Смерть, разрушение, одичание; ликвидация бившей ключом городской жизни; исчезновение интенсивных с.х, культур; обнищание населения, зверское гонение на святая святых грузинского народа - его язык, законы, традиции, веру отцов; притеснение христианства; разрушение монументальных памятников грузинской самобытной архитектуры, имеющих мировое значение; насаждение огнем и мечом ислама и отуречение; лишение страны благосостояния и превращение ее в дикое логово для отвратительной торговли рабами; политическое разъединение всякими способами и противопоставление одних частей Грузии другим; стремление разжигать ненависть среди отдельных частей грузинского народа не только к русским, но и друг к другу - таковы были цели «государственной деятельности» Турции в подчиненных ею краях Грузии. Это и неудивительно, ибо ни на что другое прогрессивное или положительное неспособна была «одряхлевшая, насквозь прогнившая Высокая Порта», находившаяся «на самой низкой и варварской стадии феодализма» (КМаркс и Ф.энгельс, соч., T.lX, стр.374).
В своей замечательной работе «Национальный вопрос и ленинизм» товарищ Сталин указывает на особо зверские методы ассимиляции в Турции. «Турецкие ассимиляторы, - отмечает товарищ Стаяин, - наиболее жестокие из всех ассимиляторов, ¬сотни лет терзали и калечили балканские нации ... , персидские и турецкие ассимиляторы сотни лет кромсали, терзали и истребляли армянскую и грузинскую нации» (Сталин, соч., т.П стр.347-8).
Для претворения в жизнь своих кровавых замыслов бессовестные туреuкие правители в качестве опорного пункта наметили среди других Сухуми и вообще Абхазию. С этой стороны предпринимались многократные попытки довести до конца турецкие планы полного порабощения всей Грузии. Продажные сухумские паши, наряду с ахалцихскими или батумскими, были заядлыми носителями черного знамени турецкой агрессии и влияния.
Таким именно ставленником Турции, ярым и активным проводником ее интересов был, например, верный слуга султана, изменник родины Келеш-бей- владетельный князь Абхазии конца 18 и начала 19 века. Келеш-бей содействовал политическому ослаблению Грузии, его деятельность, как, впрочем, некоторых владетелей и других княжеств Грузии, полностью отвечала и служила целям политики и остальных врагов Грузии.
Какой же он «патриот», «противник» турецкой агрессии, непокорный «герой», когда этот правитель в продолжение не одного десятка лет сознательно всеми силами содействовал турецким притязаниям, направленным к полному отрыву Абхазии от Грузии, к превращению ее территории, в особенности г.Сухуми, в надежный опорный пункт, откуда Порта подкапывалась и к остальной Грузии; когда этот реакционный жестокий феодал, с пеною у рта отстаивавший себе позорное право работорговли, занимался в широких масштабах продажей в турецкое рабство своих подданных и соплеменников; не жалел сил и средств лишь бы числиться ему турецким беком; когда своим покорным подчинением султанской политике, в том числе принятием и дальнейшим распространением ислама, содействовал наиболь¬шему злу для Грузии,- мешал общему делу объединения всей страны.
Можно ли сомневаться, что с точки зрения истории Грузии героями не могли быть мерзкие изменники и предатели типа Келеш-бея, деятельность которых была направлена к ослаблению, раздроблению и полному порабощению нашего народа по частям и в целом, нашей прекрасной любимой родины Грузии.
Но несмотря на все эти коварные происки врагов, неоднократный страшный натиск кочевых орд и других хищников, которым грузины всегда сопротивлялись с невиданным ожесточением, несмотря на невозместимые потери, грузинский народ всегда бережно хранил и развивал дальше драгоценное сознание своего единства. Так, «византийский писатель ХI в. Иоанн Цецес утверждает; что иберы, абазги и аланы составляют один народ, а армянский летописец ХV в. Фома Мецонский разъясняет своим читателям, что в «Грузинский дом». Т.е. в грузинское национально-культурное объединение, входят восемь племен - карты (враци), имерелы, мегрелы, сваны, абхазы, месхи, двалы и осетины... ». Грузинский историк ХVII в. Горгиджанидзе, рассказывая об ирана-турецком договоре 1555 года, говорит: «Султан и шах поделили между собой Грузию ¬Самцхе, Картли и Кахети были признаны за шахом, а Имерети, Одиши (Мегрелия), Гурия, Абхазия и земля лазов - за султаном» («История Грузии», стр.7).
Трудно даже себе представить, что еще явили бы миру потенции грузинского народа, если бы не выпало на его долю столько опустошительных войн против стольких врагов, поглотивших, как прожорливый Молох, неимоверное количество национальных сил.
Так в течение всего 17 и 18 веков творческую энергию грузинского народа почти всю целиком поглотила борьба на жизнь или смерть против грозившей физическим уничтожением опасности со стороны шахского Ирана и султанской Турции.
От этой опасности спасло народы Кавказа присоединение к России.
Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная русским пролетариатом в союзе с крестьянством под руководством партии Ленина - Сталина, навсегда избавила все малые и большие народы Советского Союза от многообразной вековой исторической несправедливости, от любых форм эксплуатации и угнетения. Ленинско-Сталинская национальная политика не только предоставила им в конституционном порядке равноправие и полноправие, но также и реальные условия для всестороннего развития и процветания в области своей социалистической экономики, своей государственности и культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.
Проявлением этой политики является принятая к руководству советской научной общественностью установка по широкому развертыванию работ для подлинно научного, марксистско-ленинского изучения истории всех народов СССР, прежде всего истории трудовых масс - настоящих двигателей исторического процесса, в отличие от узко классовой, шовинистическо-тенденциозной дореволюционной историографии, занимавшейся почти исключительно разработкой истории т.н. «высших» сословий или княжения и царствования отдельных личностей, и то преимущественно одной Великороссии, пренебрежительно относившейся к т.н. «туземным» нациям, которых исключали из числа народов с собственной историей.
Но кому много дано, с того много и спросится. К советским историкам, вооруженным самой передовой теорией о законах общественного развития, предъявляются, само собою понятно, высокие требования. Среди этих требований ни на минуту не должны мы забывать мудрое указание нашего великого вождя И.В.Сталина о том, что историю нельзя ни улучшать, ни ухудшать, что надо стремиться к глубокому и всестороннему марксистско-ленинскому изучению исторических фактов и событий в их органической взаимозависимости, с учетом конкретного своеобразия и особенностей отдельных стран и народов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий