Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 7 апреля 2011 г.

Грузия. Абхазия. Город Сухуми. Абхазский государственный музей


[info]giorgi_chachba
Абхазия - страна древнейшей истории и большого числа памятников материальной и духовной культуры, неповторимой природы и развитой современной промышленности, субтропического сельского хозяйства, чудесных туристических маршрутов. Она простирается вдоль юго-восточного берега Черного моря от реки Псоу на западе до реки Ингури на востоке, от зубчатых вершин Кавказских гор на севере до лазурных вод Черного моря на юге. Здесь прослеживаются почти все климатические зоны - от влажных субтропиков до вечных снегов и ледников. Территория Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики - 8.700 кв. уем, население - около полумиллиона человек. Коренные жители края абхазы. Желающие ознакомиться с природой, историческим прошлым и настоящим Апсны (так называют абхазы свою страну) могут посетить Абхазский государственный музей, основанный еще в 1915 году. В настоящее время музей имеет отделы: природы, археологии, этнографии, истории дореволюционного я истории советского периодов, отделы фондов и научно-просветительной работы. Кроме того, музей располагает двумя филиалами.

В отделе природы можно ознакомиться с геологической коллекцией музея и полезными ископаемыми, с редкими палеонтологическими и палеоботаническими материалами, иллюстрирующими природную летопись Абхазии на протяжении многих миллионов лет. В залах отдела представлено также большое количество образцов богатейшей современной флоры Абхазки, фауны ее суши, рек и Черного моря. Экспозиции предшествует геологическая карта, показывающая историю формирования рельефа Кавказа. На ней отчетливо видны те геологические изменения, которые претерпела территория Абхазии, начиная с самого древнего этапа геологического развития до настоящего времени. На стенде смонтированы образцы геологических пород и рудных ископаемых края. Большой научный интерес представляет палеонтологическая коллекция музея. Так, из юрских отложений сохранились ископаемые моллюски и иглокожие; меловой период представлен многочисленными окаменелостями, среди которых - уникальные остатки скелета одного из представителей древних хищных рыб. Не меньшую научную ценность представляет собой и отпечаток рыбы из рода скумбрий (так называемый "тунец абхазский") верхнетретичного периода. Морские млекопитающие, обитавшие в Сарматском бассейне, представлены хорошо сохранившимися ребрами и позвонками китообразных животных. Здесь же можно видеть останки акул, зубы которых до сих пор не утратили своего острого пильчатого края. Ил ископаемой фауны наземных позвоночных Абхазии позднетретичного периода встречаются кости пещерного медведя, лося, зубра, благородного оленя и многих других представителей кавказской фауны, сохранившиеся в основном в многочисленных пещерах нашего края.
Большую научную и познавательную ценность представляет уникальная по богатству коллекция костей пещерного медведя из высокогорного села Псху. Абхазия, вследствие благоприятных климатических условий, явилась рефугиумом (убежищем) пещерного медведя (и, возможно, некоторых других животных), дожившего здесь до мезолитического периода (9-12 тыс. лет назад), тогда как в Западной Европе он вымер до наступления вюрмской эпохи (т. е. 15-20 тыс. лет назад). Представляет интерес также верхняя часть черепа с рогами, принадлежащая кавказскому зубру (адоумбей), истребленному в начале XX века. Этот череп найден на территории Кавказского заповедника в 1911 г. и является большой редкостью.
Фауна современного Черного моря насчитывает около 500 видов животных. В экспозиции музея показаны наиболее характерные промысловые рыбы и изредка заплывающая сюда средиземноморская рыба-меч. Экспонируются и рыбы, обитающие в реках Абхазии. Специальный стенд отведен земноводным и пресмыкающимся. Из рептилий наиболее интересны змеи, число видов которых в Абхазии достигает шести. Из них лишь кавказская гадюка Казнакова является эндемичной (специфичной) для Западнсго Кавказа.
Своеобразие климатических и почвенных условий Абхазии способствовало развитию разнообразного и богатого растительного мира, насчитывающего ныне более чем 42.000 видов. Уникален стенд "Каменная летопись флоры Абхазии", где смонтированы прекрасно сохранившиеся отпечатки листьев и плодов, обнаруженные во время раскопок, проведенных Сухумским ботаническим садом. Эти остатки свидетельствуют о том, что в третичный период здесь произрастали, в -основном, растения субтропической зоны, ныне сохранившиеся лишь в укрытиях Юго-Восточной Азии, Северной Америки и отчасти в западных районах Средиземноморья. Колхида, примерно со среднего плиоцена, явилась мощным рефугиумом, где гораздо дольше, чем в Западной Европе и во многих областях Средиземноморья, сохранились представители древней субтропической растительности. Живыми реликтами флоры третичного периода являются пицундская сосна, тис, самшит и др.
Ярко представлена в музее также фауна современной Абхазии. Богатая коллекция птиц содержит более 180 видов, среди которых такие как, например, колхидский фазан, тетерев кавказский, сойка кавказская, улар, являются эндемами для Западного Кавказа. Здесь же можно ознакомиться с энтомологической коллекцией, представляющей мир насекомых, которые населяют ныне территорию республики.
Благодатный климат и богатство природных ресурсов способствовали раннему появлению в этом районе Кавказа человеческих коллективов. Заселив территорию Абхалии в древнейшую эпоху, люди с той поры жили здесь непрерывно, о чем свидетельствует удивительная насыщенность сравнительно небольшой территории археологическими памятниками, сохранившимися почти от всех этапов эволюции человеческого общества.
В первом зале отдела, отведенном археологии, экспонируются классические образцы ранней производственной деятельности человека. Среди них кремневые орудия эпохи нижнего палеолита, рубила, отщепы, остроконечники и т. д., происходящие из знаменитой Яштхвской стоянки - одной из самых древних на территории СССР; микролиты и костяные орудия мезолитического времени из грота Хупына (Холодный): гарпуны, "жезл вождя" из предплечья пещерного медведя и т. д.; разнообразные кремневые и каменные орудия неолитического времени из селища Кистрик.
Эпохой ранней и средней бронзы датируются интереснейшие мегалитические сооружения-дольмены. Они служили родовыми гробницами предкам абхазо-адыгских народов. В них производилось вторичное погребение покойного после первичного - воздушного (труп покойника, завернутый в шкуру быка, подвешивали к дереву, а затем через определенный промежуток времени останки помещали в дольмен). Один такой дольмен, перевезенный из с. Эшера, помещен во дворе музея. В зале демонстрируются материалы, обнаруженные в эшерских дольменах, кромлехах, в кувшинных погребальных комплексах, клады знаменитых колхидских топоров, производственные бронзовые слитки, древние земледельческие орудия, женские украшения и многое другое.
О местном происхождении подавляющего большинства этих предметов свидетельствуют обнаруженные на территории Абхазии геологами и археологами месторождения руд (40 видов) со следами их обработки. Следует отметить, что на горных склонах северо-западной Абхазии в последнее время найдено более двадцати древнейших уникальных горнорудных шахт со сложными многоярусными ответвлениями (длина некоторых из них достигает 60 м, высота около 15м). Видимо, неслучайно в языческом пантеоне абхазов самое выдающееся место занимало божество Шашвы, покровительствовавшее металлургии и являвшееся, в свою очередь, порождением большой традиции металлургического производства абхазов в прошлом.
Второй зал отдела отведен экспозиции, посвященной Абхазии античного времени. В нем демонстрируются археологические памятники из античного города Диоскурия, основанного в VI в. до н. э. на месте нынешнего Сухуми (абх. Акуа). Среди экспонатов этого отдела особое место занимает мраморная надгробная стела - памятник мирового значения, найденный в 1953 г. в море близ устья реки Басла в г. Сухуми и датируемый второй половиной V в. до н. э. На стеле рельефно изображены сидящая в кресле женщина, коленопреклоненный обнаженный мальчик и молодая женщина со шкатулкой. Здесь же в зале показана большая коллекция памятников античной эпохи. Греческих колонистов привлекало богатство природно-экономических ресурсов края; наряду с Диоскурией на территория Абхазии греки основали и другие города: Гюэнос (Очамчира), Триглит (Гагра), Питиунт (Пицунда) и др., в (которых они вели интенсивную торговлю с местными племенами).
По сообщению Плиния и Флавия Арриана, в начале II в. н. э. территорию современной Абхазии населяли древнеабхазские племена абазгов, апсилов, мисимиан, санигов я др. Они составляли отдельные княжества (царства) во главе с царями Рисмагом, Спадагом и Юлианом. На стендах зала-реконструкция карты Арриана, материалы раскопок Себастополиса-укрепления римлян на месте нынешнего Сухуми во II-VI вв., а также разнообразные экспонаты, свидетельствующие о непрерывном развитии материальной и духовной культуры абхазских племен в период римской экспансии на побережье.
К первым векам нашей эры относится проникновение христианства в край. Примечательно, что территория Абхазии явилась одним из первых оплотов христианства на Кавказе, ибо самая древняя здесь христианская епархия - с кафедральным храмом, украшенным мозаичным полом,- была основана на территории нынешней Пицунды, в стенах римского города-крепости Питиунт. Епископ Питиунта Стратофил был участником Первого Вселенского собора, проходившего в малоазийском городе Никее в 325 г.
В зале выставлены фрагменты пицундекой мозаики, саркофаг и ионийская капитель позднеантичного периода. Здесь же материалы, характеризующие быт и культуру абхазского племени апсилов: два погребения V-VI веков н. э. из Цебельды, уникальные сосуды с чашеобразными венчиками и бараньими головками на тулове сосудов, разнообразные предметы вооружения и т. д.
С первых веков нашей эры абхазские племена вели непрерывную борьбу за свою независимость. Долгое время эта борьба была безуспешной. Особо упорный характер приняла она при византийцах. Эпизоды самоотверженной борьбы абхазов против византийцев и персов в VI веке в крепостях Трахея, Тэибил, Тсахар и др. описаны современниками событий, историками Прокопием Кесарийским и Агафием Миринейским. Трахейская битва известна как одно из наиболее трагических событий в историческом прошлом абхазского народа. Византийцы жестоко расправились с непокорными абазгами, физически уничтожив не только воинов-защитников родины, но и многих стариков, женщин и детей.
Тем не менее в эпоху Юстиниана в Абхазии происходили большие социально-политические события, в числе которых было принятие абхазами христианства как официальной религии в первой половине VI века. Добиваясь этого, византийский император Юстиниан стремился подчинить Абазгию своему влиянию; он построил здесь храм для богослужения и присылал своих епископов. При нем же была открыта школа в Константинополе для обучения абхазских детей, и один из столичных чиновников, по имени Евфрат, сам родом абазг, набирал детей для учебы в Византии.
Все эти старания Юстиниана объясняются, прежде всего, заинтересованностью византийцев в усилении своего влияния в Абхазии, которая занимала важное стратегическое положение в этом регионе. Об экономическом и общественном развитии абазгов, апсилов, саиигов и мисимиан, об их военной мощи свидетельствуют многочисленные крепости, такие как Трахея, Цибилиум, Тсахар и др. В экспозиции представлены многочисленные материалы этого периода, включая большую коллекцию монет.
К началу VIII в. правителем Абазгии стал Константин Абазгский, скреплявший государственные официальные акты своей печатью, на которой была выгравирована надпись: "Константин Абазгский". Эта одна из редчайших и древнейших печатей была найдена археологами в Пицунде.
В первой половине VIII в. до столицы Абазгии Анакопия дошли арабские полчища, захватившие значительную территорию Закавказья. В это время в Анакопии у абазгского князя Леона находились грузинский царь Арчил и его брат Мир, искавшие здесь со своим войском помощи, так как их страна была покорена арабами. Объединившиеся в совместной борьбе, абазы и грузины заставили арабов очистить территорию Абхазии. Поражение у стен абхазской раннесредневековой столицы Анакопии положило конец дальнейшей экспансии арабов на северо-запад. Окончательное объединение древнеабхазских племен и образование независимого раннесредневекового Абхазского государства в VIII в. связано с именем царя Леона II, реконструкция портрета которого представлена в экспозиции. К VIII-IX вв. относится в основном и формирование абхазской народности. Если вначале столицей Абхазского государства была Анакопия, то после расширения его восточных границ до Сурамского хребта столица переносится в г. Кутатис (Кутаиси).
В период наивысшего расцвета Абхазского царства его культура переживает большой подъем, повсеместно строятся величественные храмы и дворцы. В экспозиции отдела можно познакомиться с фотографиями выдающихся архитектурных памятников средневековой Абхазии: Цандрыпшским, Моквским, Пицундским и другими храмами. В зале представлены фрагменты знаменитых алтарных преград из Цебельды и Анухвы, орудия земледелия, скотоводческий инвентарь, металлургические шлаки, богатая коллекция керамической посуды и оружия, украшения, культовые и другие предметы, свидетельствующие об экономической мощи и большой традиции христианского искусства в Абхазском царстве.
Абхазское царство в IX - X "в. стало одним из ведущих государств Кавказа. В конце X в. абхазский престол перешел к Баграту III, сыну Таокларджетского царя и сестры последнего абхазского царя Феодосия- Гурандухт. Им был построен Ведийский храм, которому была пожертвована золотая чаша с изображением Богоматери, Христа и святых. В ее верхней части имеется грузинская надпись: "Святая матерь божия, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его Гуран духт, пожертвовавших сей алтарь и построивших сию "святую церковь". Муляж этого выдающегося памятника средневековой торевтики (приемы рельефной обработки изделий из металла, такие как чеканка и др.) выставлен в зале музея. В экспозиции этого периода можно видеть "Диван (т. е. список- Е. А.) абхазских царей", составленный Багратом III при его воцарении на абхазском престоле, а также копии фресок с изображением царя Баграта из Ведийского храма, фресок из Лыхненскоге храма и т. д.
В XI-XII вв. Абхазия и Грузия были объединены в одно государство. Причем титулы некоторых царей этого государства начинались прежде всего с абхазов: "Я, царь абхазов, картлов, ранов..." и т. д. В этот период наблюдалось дальнейшее укрепление абхазо-грузинских связей, развитие материальной и духовной культуры. Процветали города, в которых большое развитие получили ремесла и торговля. В витринах музея можно осмотреть обломки глиняной посуды, железное оружие, кресты и другие предметы.
С XIII в. на Черноморском побережье Кавказа появляются генуэзцы. В Абхазии возникают генуэзские колонии: Хакара (Гагра), Санта-София (Алахадзы), Пецонда (Пицунда), Каво ди Букса (Бамбора), Ана-куф (Новый Афон), Севастополь (Сухуми), Ала-Гуана (Очамчира), Саит-Анжёло (Сатанджо) и др. Генуэзцы вели торговлю с абхазами в этих факториях. В зале выставлена генуэзская пушка-мортира XIV века.
В XVI в. Абхазия оказалась под игом султанской Турции. За 250 лет владычества турки нанесли стране невосполнимый ущерб. Они ограбили почти все христианские храмы, насильственно насаждали ислам среди абхазов, торговля людьми достигла невиданных размеров. По неполным данным, ежегодно с Черноморского побережья Кавказа вывозилось до 12 тыс. молодых невольников. Из юных абхазцев-невольников готовили воинов, а девушек продавали в гаремы.
В 1808 году владетельный князь Абхазии Келешбей Чачба (Шервашидзе) написал русскому царю письмо-ходатайство с просьбой о присоединении Абхазии к России, за что был убит собственным сыном, подстрекаемым турецкими агентами. Нo младший сын владетеля, Сафарбей, продолжил дело отца и добился присоединения к России в 1810 г. В зале можно видеть портрет Сафарбея Чачба, исполненный неизвестным художником в 1818 г., а также материалы, связанные с присоединением Абхазии к России. Это событие имело для Абхазии прогрессивное значение, ибо после этого Абхазия влилась в общее русло экономической и культурной жизни России и Европы. К тому же страну начинают посещать наряду с царскими чиновниками и военными деятелями и передовые люди России, в том числе сосланные декабристы А. А. Бестужев-Марлинский, А. А. Фок, С. И. Кривцов и близкий к ним Н. Н. Раевский, полюбившие этот край и с уважением относившиеся к абхазскому народу и его культуре. О близости их к местной интеллигенции свидетельствует и тот факт, что абхазский этнограф-историк Соломон Званба был в близких отношениях с Бестужевым-Марлинским. В экспозиции - стенд "Декабристы в Абхазии".
Царские сатрапы и местные феодалы угнетали население, что явилось причиной грозного народного восстания 1866 г. в селе Лыхны (бывшей резиденции абхазских владетелей), которое вскоре распространилось но всей стране. После подавления восстания усилилась волна насильственного выселения абхазского народа в Турцию и страны Ближнего Востока. Это трагическое событие в истории абхазского народа известно под названием махаджирства, в результате которого абхазы оказались в Турции, Сирии, Иордании, Греции, Египте и других странах Ближнего Востока, где общее число их в настоящее время превышает 115 тысяч человек. На стенде - картина "Лыхненское восстание" и фотография "Восставшие крестьяне". Тут же специальный стенд "Махаджнры".
В целом же присоединение Абхазии к России имело прогрессивное значение. В 1862 г. на основе русской графики лингвистом П. К. Усларом был создан абхазский алфавит, а в 1865 г. И. А. Бартоломеем составлен первый букварь. Позже, в конце XIX в., К. Д. Мачавариани вместе с основоположником абхазской художественной литературы Д. И. Гулиа составил алфавит, более удобный для практического пользования Разработка алфавита и создание письменности явились мощным стимулом для зарождения и развития абхазской литературы и народного образования в крае, у истоков которых стояли лучшие представители национальной интеллигенции: Д. И. Гулиа, Г. Ф. Шервашидзе (Чачба), Ф. X. Эшба и др., отдавшие много сил и энергии духовному и культурному возрождению своего народа. Фотографии первых просветителей Абхазии, документы, свидетельствующие об их деятельности в то время, можно увидеть в зале дореволюционного периода.
В музее имеется несколько залов с материалами по этнографии абхазов. Как известно, абхазы являются этнически родственными адыгам и входят в абхазо-адыгскую языковую группу народов Кавказа. В древнейший период предки абхазо-адыгских племен занимали обширную территорию побережья Черного моря, от северо-восточной Турции до Таманского полуострова. Древнейшим письменным памятником, повествующим о раннеабхазских племенах "абешла", является надпись ассирийского царя Тиглатпаласара I, относящаяся к концу XII-началу XI вв. до н. э. Некоторые исследователи полагают, что письменность у древнеабхазских племен появилась еще в конце II тысячелетия до н. э.
Историческая судьба абхазов в прошлом сложилась крайне неблагоприятно. Они населяли территорию с благодатным климатом и богатыми природными ресурсами. Страна была расположена на пересечения древних международных торговых путей из Европы в Азию. В Абхазию вторгались скифские орды, древнегреческие колонисты, войска понтийского царя Митридата Евпатора, когорты римских императоров, византийские захватчики, персидские и арабские полчища, турецкие янычары, царские войска и т. д. Все эти нашествия и связанные с ними войны и грабежи истощали богатства края, подтачивали силы абхазского народа, ставя его нередко на грань физического истребления. Однако абхазский народ, выстояв в беспрерывной борьбе за свободу и независимость, сохранил свой язык, родину и самобытную культуру.
Известный этнограф, профессор Г. Ф. Чурсин писал: "Абхазы сохранили много пережитков пройденных ступеней культурного развития, представляющих драгоценный материал для истории культуры не только народов Кавказа, но и всего человечества вообще". На стендах этнографических залов - одежда и вооружение абхазов, предметы снаряжения охотников, ремесленные орудия, домашняя утварь, уникальные многоконцевые полотенца, среди которых "Царь-полотенце", изготовленное в XVIII в., подвесные оригинальные деревянные шкатулки-адапа, люстра из оленьих рогов, музыкальные инструменты, украшения и многие другие предметы. Во дворе музея - старинные образцы жилых построек абхазов: апацха - кухня, амхара - дом для новобрачных, акуаска - гостиный дом и др.
Специальный зал отведен теме проникновения в Абхазию марксистских идей, началу деятельности выдающегося революционера Г. К. Орджоникидзе, руководившего здесь революционной борьбой в 1905 г. На витринах - материалы и документы, свидетельствующие о деятельности других революционеров: С. Цулукидзе, С. Кухалейшвили, М. Гобечия, И. Вардания, Д. Кобахия, В. Агрба, П. Дзигуа, Л. Готошия и др.
Второй этаж музея посвящен истории советского общества. Великая Октябрьская социалистическая революция привела к установлению Советской власти и в Абхазии - в начале 1918 г. в Сухуми был создан революционный комитет. Его возглавляли видные большевики Ефрем Эшба, Нестор Лакоба и Георгий Атарбеков. В этом же году власть в Абхазии временно захватили грузинские меньшевики, но их господство оказалось непрочным. 4-го марта 1921 г. восставшими абхазскими отрядами и частями 9-ой Кубанской Красной Армии был освобожден от меньшевиков г. Сухум. В Абхазии была установлена Советская власть. Руководители Ревкома Е. Эшба, Н. Лакоба и Н. Акиртава телеграфировали В. И. Ленину: "От имени восставших крестьян и рабочих Абхазии шлем горячий привет вождю международного пролетариата. Ныне над всей территорией Абхазии водружено Красное знамя трудящихся". В первом зале второго этажа музея, посвященном революционным событиям в Абхазии 1918-1921 гг., показаны многочисленные материалы, рассказывающие о победе Советской власти и образовании в 1922 г., в соответствии с декретом Ревкома Грузии, ССР Абхазии, которая позже, в 1931 г., вошла в состав Грузинской ССР на правах автономной советской социалистической республики. Здесь же экспонированы документы о первых героях груда в табачной промышленности - ведущей для того периода отрасли сельского хозяйства.
В годы первых пятилеток была создана угольная промышленность Абхазии. В середине 30-х годов вступила в строй Ткварчельская ГРЭС. Широкое развитие получили новые для края чайная, цитрусовая и другие отрасли сельского хозяйства. Большая работа была проведена против малярии - болезни, характерной для низменных мест дореволюционной Абхазии. В музее экспонируется бидон, в котором доктор Н. Рухадзе привез из Италии рыбку гамбузию, эта рыба уничтожает личинки распространителей малярии - комаров.
На одном из стендов - образцы продукции пчеловодства республики. Пчела местной породы, так называемая "абхазянка", пользуется большой известностью во многих пчеловодческих хозяйствах нашей страны и за рубежом. Здесь же выставлена и карта мира с указанием мест, куда осуществляется экспорт "абхазянки".
На стендах, отведенных развитию просвещения, науки и культуры 20-х годов, выставлены документальные материалы, связанные с просветительной деятельностью Д. Гулиа, С. Чанба, А. Чочуа, С. Басария и др.
За выдающиеся успехи в области сельского хозяйства и промышленности в 1935 году Абхазия была награждена орденом Ленина. На стенде - фотография, запечатлевшая момент вручения Г. И. Петровским ордена Ленина председателю ЦИКа Абхазии Н.А. Лакоба. Абхазия - трижды орденоносная республика. Вторым орденом - Октябрьской революции - она была награждена в 1971 году в честь 50-летия Советской Абхазии, третьим орденом - Дружбы народов- в 1972 г. в связи с 50-летием образования СССР.
В зале, посвященном Великой Отечественной войне, выставлены документы и портреты двадцати одного героя Советского Союза - уроженцев Абхазии, среди них люди разных национальностей: В. Харазия, М. Кантария, В. Таблиа, Р. Барциц, В. Попков, Я. Иоселиани, Е. Гаранян и др. Здесь же материалы о Владимире Пачулиа, повторившем подвиг Александра Матросова, и о молодом подпольщике Дмитрии Шервашидзе, о летчице М. Авидзба, комиссаре А. Назадзе, генерал-лейтенанте X. Харазия и др. Большое внимание привлекает ставшая всемирно известной фотография сухумского корреспондента С. Короткова "Скорбящая мать человечества", удостоенная золотой медали в 1966 г. на Всемирной фотовыставке в Москве. Здесь же выставлены макет теплохода "Абхазия", погибшего в районе Севастополя в 1942 г., и памятные вещи участников войны, в числе которых - орден Красной Звезды с вмятиной от пули, спасший жизнь лейтенанту И. Кортуа. В витринах - военная техника с полей боев на Марухском и Санчарском перевалах, а также материалы о трудовых подвигах в тылу.
В следующем зале широко представлены материалы, показывающие расцвет экономики Абхазии в послевоенный период. На стендах среди многочисленных материалов, рассказывающих об успехах в сельском хозяйстве и промышленности республики, портреты героев труда: У. Ахуба, Т. Тарба, М. Адлейба, П. Сванидзе, М. Бигвава, Ц. Кардана, X. Чакрян и др.
Абхазская литература, возникшая еще до революции, получила в советское время большое развитие. На родном языке выходят книги, журналы, газеты. В одном из залов экспонируется посмертная маска Д. И. Гулиа - основоположника абхазской литературы, а также портреты и произведения писателей Д. Гулиа, С. Чанба, И. Когониа, Б. Шинкуба и др.
Еще в 20-е годы было создано Абхазское научное общество, на базе которого позднее возник Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа АН ГССР. Сейчас в Абхазии функционирует до 15 научных учреждений и работает свыше 900 ученых. Портреты и труды наиболее известных из них - Г. Дзидзария, Б. Лапина, А. Колаковского, Ш. Инал-ипа, 3. Анчабадзе, X. Бгажба, М. Трапша, А. Григолия и др. - заняли достойное место в экспозиции.
В экспонатах музея нашла отражение и музыкальная жизнь Абхазии. На стендах - документы о композиторах и исполнителях, о наиболее популярных музыкальных коллективах республики: это Государственный заслуженный ансамбль песни и танца Абхазии, Государственная хоровая капелла республики, Симфонический оркестр Абхазии и единственный в мире этнографический ансамбль песни и танца долгожителей "Нартаа" - обладатель главного приза "Золотой павлин" на международном телевизионном конкурсе музыкального фольклора в Венгрии в 1974 г.
Абхазские театральные труппы возникли еще до революции, однако профессиональный театр был создан лишь при Советской власти. В наши дни абхазский театр - один из лучших театральных коллективов Кавказа. На стендах - фотографии и документы о народных артистах Абхазской АССР и Грузинской ССР А. Агрба, Е. Шакирбай, Л. Касландзиа, М. Зухба и др. Вместе с абхазской труппой под крышей Сухумского государственного драматического театра имени С. Я. Чанба работает и грузинский театральный коллектив. В витринах материалы о видных его представителях, народных артистах Абхазской АССР и Грузинской ССР М. Чубинидзе, Т. Болквадзе и др.
Специальный стенд музея отведен интернациональным связям Абхазии. Здесь можно увидеть портреты, документы и подарки высоких гостей, посетивших Абхазию: деятелей международного коммунистического и рабочего движения Георгия Димитрова, Хо Ши Мина, Фиделя Кастро, Юмжагийна Цеденбала и многих других.
Абхазия - всесоюзная здравница. Здесь находятся курорты, которые пользуются всемирной известностью: Гагра, Пицунда, Новый Афон, Сухуми и др. Развитию курортного дела и туризма в Абхазии посвящены специальные разделы экспозиции.
Последние залы музея, отведенные современности, рассказывают о руководящей роли КПСС в создании материально-технической базы коммунизма, раскрывают достижения республики в области экономики, науки, культуры и спорта.
Под небом Абхазии, ставшей подлинно интернациональной республикой, вместе с абхазами в единой братской семье живут и трудятся грузины, русские, армяне, греки, абазины, адыги, украинцы, эстонцы, евреи и представители многих других национальностей СССР. В экспозиции представлены материалы об интернациональной дружбе населения Абхазии, а также о связях с другими братскими народами нашей страны.
Значительная часть интересных экспонатов Абхазского государственного музея представлена в его филиалах в Новоафонском соборе-музее и картинной галерее г. Сухуми. В галерее выставлены работы живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства местных авторов - заслуженных деятелей искусств М. Эшба, Ч. Кукуладзе, В. Бубновой, С. Иванба, Г. Рухадзе и др. В экспозиции и фондах галереи находятся произведения известного абхазского искусствоведа и художника Александра Чачба (Шервашидзе), работавшего в Москве, Петербурге, Париже, Марселе и других городах Европы.
информация и фото http://kolhida.ru/index.php3?path=_agm&source=agm_putevoditel
фото http://www.apsny.ru/education/education.php?page=content/na_uch/agm.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий