Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 7 апреля 2011 г.

Храмы и Монастыри на территории Абхазии


[info]giorgi_chachba

Грузия. Абхазия. Город Гагра. Гагрский храм


Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древнейших культовых сооружении на территории Абхазии.
Гагский храм связан с именем Преподобного Ипатия. Этот святой Абхазской церкви, из рода Званба.
Наиболее прост по композиции этот храм в Старых Гаграх, выстроенный на берегу реки Жоэвара, внутри древней цитадели. Основательно отремонтирован в XIX в. (древняя кладка выделяется разметками тесаных, не вполне правильно очерченных камней, скреплена известковым раствором со значительной примесью мелкого и крупного морского песка), он, тем не менее, в основном сохранил древний облик. Небольшого размера здание состоит из расположенных один рядом с другим продолговатых «залов», северный из которых несколько короче двух других. Среднее и северное помещение с востока завершается апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связываются между собой дверьми, устроенными в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Основной вход – в южной стене храма (западная дверь северного «храма» безусловно не первоначальна). Гагрский храм не выделяется особенными художественными достоинствами, но, в то же время, чрезвычайно важен в историческом отношении. Простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь ненамного выделен средний «храм», он примыкает к древнейшим образам «трехцерковных базилик».
На раннее время постройки указывает и такая черта, как нерасчлененные, гладкие продольные стены интерьеров, равно и крест на западном тимпане, и что самое главное, характер кладки, идентичный таковой Гагрской крепости, время постройки которой устанавливается по письменным источникам. Все это позволяет отнести храм к VI веку.
Стены Гагрского храма сложены из крупных блоков известняка, достигающих 1,5 метра в поперечнике. Две такие громадные плиты, поставленные вертикально, образуют своими гранями углы в западной стене церкви. Блоки в облицовке подогнаны не очень тщательно, сложены без соблюдения рядов. Фактура блоков перекликается с квадрами, из которых сложен древнейший слой крепостных стен: не исключено, что часть строительного материала для храма взята оттуда. Храм отличается простотой плана: это зал с массивными пилястрами и с примыкающей с востока полукруглой алтарной апсидой, никак не выделенной снаружи, и двумя приделами - южным и северным. Коробовый свод восстановлен в начале века. Временем сооружения храма чаще всего с легкой руки краеведов XIX столетия считают VI век. Однако в его конструкции отсутствуют черты, характерные для раннесредневековой храмовой архитектуры Абхазии, представленной Пицундским, Лыхненским, Бзыбским, Мсыгхвинским и другими храмами. Прямоугольные очертания наружного плана восточной части, и другие особенности позволяют отнести Гагрскую церковь к памятникам грузинского храмового зодчества не ранее конца Х-XI века.
К входу в храм ведет дорожка из больших, отшлифованных до блеска тысячами ног известняковых плит, обсаженная высокими кипарисами, которые образуют тенистую аллею. Внутри, в полутьме, голые стены из плит с грубо, неровно обработанной поверхностью производят суровое, даже какое-то дикое впечатление. Мощь и простота. Массивные столбы и арка алтарной преграды, лаконично украшенная в своей вершине рельефным крестом, низкие широкие дверные проемы, словно напоминающие о том, что здесь молились, совершали обряды суровые молчаливые люди. Сейчас здесь музей абхазского оружия. В витринах выставлены кремневые рубила и наконечники дротиков, бронзовые топоры, кинжалы и боевые браслеты, античные шлемы, щиты, наконечники копий, мечи, топоры, средневековые кольчуги, шлемы, сабли...
информация и фото http://www.abkhazian-churches.ru/gagry.html
информация http://www.abhazia.front.ru/2.htm

Грузия. Абхазия. Город Новый Афон. Симоно-Кананитский монастырь

Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь был основан на Кавказе, в Абхазии, 120 лет назад и в течении 50 лет до закрытия и разорения, являлся главным центром христианского просвещения и духовной жизни для всего кавказского края, примером благочестия и трудолюбия для его жителей. Промыслом Божиим Ново-Афонского обитель была признана возродить и укрепить Православия на Кавказе, стать несокрушимым оплотом и твердыней христианской веры, как Киево-Печерская обитель на юго-западе Российского государства, Троице-Сергиева Лавра на Московской Руси, Соловецкий и Валаамский монастырь на северных окраинах России .
Для всякого верующего Симоно-Кананитского обитель дорога и святостью места, на котором она расположена, вызывающего священные воспоминания, относящиеся к первым векам христианства. Ведь Абхазия, просвещенная проповедью святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, орошенная кровью мучеников, находится в уделе Божей Матери, так же как и Святая Гора Афон, и ей оказываются особое покровительство и милость Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Господу Богу и Пречистой Его Матери угодно было, чтобы именно афонские иноки положили в Абхазии начало монастырю, который явился бы живой отраслью Афонской Пантелеимоновой обители.
История православного Новоафонского монастыря (Симоно-Кананитского монастыря) сравнительно невелика. В августе 1875 г. несколько монахов обители св. Пантелеимона, расположенной на горе Афон в Греции, прибыли в Абхазию для выбора места для нового монастыря. Этому предшествовало их обращение в 1874 г. к наместнику Кавказа великому князю Михаилу Романовичу с прошением о предоставлении земли для устройства новой обители. Было дано высочайшее согласие, и уже в 1876 г. на пустынном берегу Черного моря началось возведение нижней части монастыря.
Через восемь лет иноки приступили к строительству нагорного монастырского комплекса. Предстоял тяжелейший труд — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы.
Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей.
С Божьей помощью огромный объем работ был выполнен всего за 12 лет, уже к 1896 г. нагорный монастырь был готов и братия приступила к освящению храмов и переселению.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи.
Православная церковь празднует 23 мая память одного из 12 апостолов Христа — Святого апостола Симона Кананита. Святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
Неподалеку от храма находится пещера, в которой по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
Монастырь также известен фактом участия в его строительстве императора Александра III в 1888 году. Музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) Ново-Афонского монастыря являются подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.
Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами — братьями Оловянниковыми.
В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов. Высота центрального — 40 метров. Длина собора — 53,3 метра, ширина — 33,7. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX — начала XX века.
Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненному, по некоторым данным, рукой известного русского художника М.В. Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа.
Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы. Собор — крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В нем может одновременно поместиться более трех тысяч человек.
Всего в обители шесть храмов: надвратный храм — Вознесения Господня, храм св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница». Самым величественным сооружением монастыря является собор во имя великомученика Пантелеимона.
Монастырь после открытия нагорного комплекса в 1896 г. вступил в период своего расцвета, продолжавшегося фактически до начала революции. Усилиями настоятелей обители и братии и при явной помощи Божией Новоафонский монастырь превращается в духовный центр Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи паломников, среди которых — представители всех сословий Российской империи — от крестьян до Великих князей.
Поражают хозяйственные успехи обители! При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские.
Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями.
Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.
Закрыли обитель в 1924 году за «контрреволюционную агитацию». В дальнейшем монастырь использовался под склады, туристическую база, краеведческий музей, госпиталь...
Возрождение монастыря началось в 1994 году.
Информация и фото http://www.otdihinfo.ru/photo/about/6004.html
Информация и фото http://dp.abhazia.com/monastir1.html

Грузия. Новый Афон. Монастырь Святого Апостола Симона Кананита

Симоно-Кананитский монастырь, расположен на высоте 75 метров над уровнем моря у подошвы Афонской горы.
Узкая асфальтированная полоса шоссе в густой тени кипарисов выводит к главным воротам монастыря. Мощные стены с бесконечными рядами окон, над которыми поднимаются голубые маковки монастырских церквей, широкая, выложенная разноцветной плиткой дорога, уводящая под высокую арку ворот, светло-коричневый контур Пантелеймоновского собора, кружево листвы деревьев, голубизна небес, серый "ковер" каменной вымостки двора - таковы первые впечатления посетителя, надолго остающиеся в памяти.
Ново-Афонский монастырь был основан в 1875 году монахами со Старого Афона. В Новом Афоне монастырские корпуса с церквами строились в 1883 - 1896 годах. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами, мелодичный бой которых слышен далеко. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквах, расписаны фресками, выполненными известными волжскими мастерами - братьями Оловянниковыми.

В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов; высота центрального - 40 метров. Длина собора - 53,3 метра, ширина - 33,7. Он построен в так называемом ново-византийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX - начала XX века. Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н. В. Молова и А. В. Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненному, по некоторым данным, рукой известного русского художника М. В. Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа. Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской церковной иконописной школы. Собор - крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В нем может одновременно поместиться более трех тысяч человек.
Монастырь был построен у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, уединялся и молился Симон Кананит. Пещера эта в 1884 году освящена водосвятием, и в ней поставлена икона святых апостолов Андрея и Симона, именем которых она называется с незапамятных времен.
Православная церковь празднует 23 мая память одного из 12 апостолов Христа - Святого апостола Симона Кананита. Святыней монастыря является чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня.
Выбор стиля для ансамбля Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря определялся традицией его духовных связей с Афоном. Обитель в Абхазии была основана выходцами из русского Пантелеймонова монастыря на Афоне в 1875 году. В 1888 году архитектору Н.Н. Никонову, который ранее участвовал в проектировании и строительстве подворий монастыря в Петербурге, был заказан проект не только главного храма св. Пантелеймона, но и всего монастырского ансамбля, включающего кельи монахов, другие храмы, колокольню и хозяйственные помещения. Работе над проектом монастыря и его осуществлением зодчий посвятил более пятнадцати лет.
По своим архитектурным достоинствам монастырский ансамбль выделялся среди других возводимых обителей и был одним из самых грандиозных произведений византийского стиля. Основным сооружением, по замыслу автора проекта. Стал храм св. великомученика Пантелеймона. Главным нововведением архитектора, редко встречающимся в сооружениях византийского стиля, было расположение четырех боковых глав: они были установлены не по диагонали, как было принято в русской архитектуре, а по осям пространственного креста. Этот прием еще больше сближал архитектурный облик храма с традициями греческого зодчества. Архитектор предусмотрел в проекте много новшеств для удобства монастырской братии. Пространство интерьера значительно увеличилось за счет создания хоров.
предусмотрены боковые входы в жертвенник и дьяконник. Храм окружают двухэтажные корпуса с куполами домовых храмов и высокой колокольней над входом в монастырь. Были заложены еще три храма – в честь Вознесения господня, в память св. апостола Андрея Первозванного и во имя Всех Святых Афонских.
Особенно удачно был найден силуэт архитектурного комплекса, великолепно воспринимавшийся как с большого расстояния, по мере приближения к берегу, так и при подходе к монастырю, на фоне горного пейзажа.
Будучи заложен в 1888 году в присутствии императора Александра Ш, Пантелеймоновский храм возводился довольно долго и был освящен лишь 29 сентября 1900 г. Роспись интерьера осуществлялась позднее: в 1911 – 1914 годах по проекту Н.Н. Никонова и живописцев А.В. Серебрякова и М.В. Молова. По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект-2003», «Лики России». 2005.
Информация и фото http://sobory.ru/article/index.html?object=00997

Комментариев нет:

Отправить комментарий